Виды защиты авторских прав

Защита авторских и смежных прав в России

Виды защиты авторских прав

Российское законодательство постоянно совершенствуется в части регулирования интеллектуальной собственности и охраны объектов интересов правообладателей.

Регламентированная Гражданским кодексом защита авторских и смежных прав в теоретическом плане соответствует международной правоприменительной практике.

Предусмотренный механизм обеспечения может стать действенным инструментом в руках авторов, чьи результаты деятельности нелегально используются, а права игнорируются.

Формы защиты

Обеспечение и охрана правомочий авторов осуществляется с помощью юридически обоснованных организационных мероприятий, совокупность которых позволяет предотвратить нарушения, восстановить права и компенсировать убытки. В теории и практике выделяют две ключевые формы защиты:

  1. Юрисдикционная – предполагает защиту субъективных прав авторов уполномоченными государственными органами. Правообладатель в случае нарушения его правомочий вследствие неправомерных действий других лиц обращается в суд, органы государственной власти, к должностным лицам и уполномоченным субъектам, которые пресекают правонарушения и восстанавливают права. В рамках рассматриваемой формы защиты выделяется два порядка обеспечения авторских и смежных прав:
    • Общий – разрешение авторско-правовых споров в судебном порядке путем обращения в судебную инстанцию общей компетенции. В случае возникновения разногласий между юридическими лицами спор подведомствен арбитражному суду. По согласованию сторон отдельные категории споров могут передаваться на рассмотрение третейского судьи.
    • Специальный – предусматривает административный порядок защиты. Он может осуществляться на основании статьи 11 ГК РФ и представляет собой исключение из стандартного правила. Это означает допустимость использования такой формы защиты только при прямом указании случаев в законе. В рамках специального порядка средством защиты является жалоба в управленческий орган. Итог ее рассмотрения также может обжаловаться в судебном (общем) порядке.
  2. Неюрисдикционная – предполагает совокупность самостоятельных действий субъектов по защите в рамках правового поля без обращения в компетентные или государственные органы. Спектр действий в рамках этой формы защиты является достаточно узким и сводится к праву на отказ от выполнения определенных действий, например, корректировки произведения путем внесения дополнений, не предусмотренных авторским соглашением. В качестве еще одного примера служит отказ от выполнения условий договора в результате его недействительности.

Общий порядок защиты в суде предполагает трехгодичный срок исковой давности. Это временное ограничение не относится к нарушению неимущественных личных прав автора, на которые не распространяется правило своевременного обращения в суд.

В контексте авторства наибольшая практическая значимость из вышеперечисленных форм защиты отводится юрисдикционной гражданско-правовой защите, которая предусматривает обширную совокупность способов и методов обеспечения прав.

Характеристика способов

В гражданско-правовом понимании способы защиты представляют собой совокупность принудительных мер, которые служат инструментом воздействия на нарушителя, а также восстановления или признания оспариваемых или нарушенных правомочий. Перечень мер регламентирован статьей 12 ГК РФ:

  • право признается;
  • право восстанавливается на первоначальное положение до момента совершения или выражения угрозы совершения незаконных действий;
  • сделка признается недействительной или ничтожной;
  • обязанности присуждаются исполнению в натуре;
  • акт государственного органа или акт местного самоуправления признаются недействительными;
  • противоречащий закону акт органа власти любого уровня не применяется судом;
  • компенсируется моральный вред, возмещаются убытки, взыскивается неустойка;
  • правоотношения прекращаются или изменяются;
  • происходит самозащита права.

Это не исчерпывающий перечень. В последнем пункте статьи законодатель указал возможность применения других предусмотренных нормативными актами способов.

В соответствии со статьей 1250 ГК РФ отсутствие вины субъекта, который нарушил интеллектуальное право другого лица, не является основанием освобождения от обязанности прекратить противоправные действия. Меры защиты могут применяться независимо от факта наличия вины.

Специфика защиты отдельных категорий прав

Личные неимущественные права авторов подлежат защите на основании статье 1251 ГК РФ следующими способами:

  • признание;
  • восстановление;
  • компенсация морального ущерба;
  • пресечение нарушающих или создающих угрозу нарушения прав деяний;
  • опубликование решения о нарушении, которое было допущено.

Честь, достоинство и деловая репутация авторов и правообладателей смежных прав гарантировано защищается на основании статьи 152 ГК РФ одним или несколькими из ниже перечисленных способов:

  • опровержение порочащих эти свойства сведений;
  • компенсация морального вреда и убытков, причиненных распространением порочащей и неправдивой информации;
  • опубликование в СМИ ответа на ранее там размещенный неправдивый, порочащий контент;
  • при невозможности установления личности нарушителя признание ранее озвученных или опубликованных сведений таковыми, которые не соответствуют действительности.

Исключительные права защищаются через предъявление требования к следующим категориям лиц и таким содержанием:

  • лицу, которое отрицает или не признает правомочия автора – признать право;
  • лицам, совершающим или готовящимся к действиям по нарушению или созданию угрозы нарушения авторского или смежного права – пресечь такие действия;
  • лицам, нелегально использующим средства индивидуализации или объекты интеллектуальной собственности, что причинило ущерб – возместить такие убытки или компенсировать ущерб;
  • незаконным распространителям – изъять из оборота;
  • нарушителям исключительного права – опубликовать судебное решение о факте нарушения с указанием действительного правообладателя.

На практике часто случаются примеры ситуаций, в которых средства индивидуализации различных субъектов имеют максимально тождественные сходства вплоть до степени смешения. Такая характеристика вводит в заблуждение потребительский круг, и может принести вред, как деловой репутации, так и аспекту коммерческой деятельности.

В этой ситуации действует принцип: преимущество у субъекта, чье исключительное право на средство индивидуализации возникло раньше. Такая правовая позиция регламентирована статьей 1252 ГК РФ. На практике защита проявляется в следующем:

  1. Все средства индивидуализации обеспечиваются равной правовой защитой и привязаны к единому приоритету.
  2. Владелец какого-либо средства индивидуализации с более ранним приоритетом при обнаружении сходства с объектами другого автора или собственника имеет право на следующие действия:
  • требование признания недействительной регистрации и обеспечения правовой охраны товарного знака или знака обслуживания;
  • требование запрета использования товарного знака или фирменного наименования полностью или частично. Под частичным запретом подразумевается недопустимость использования за пределами определенной территории или в определенных видах деятельности.

Если нарушение авторского и смежного права имеет признаки недобросовестной конкуренции, применяются способы защиты и ответственность по антимонопольному законодательству.

Важные нюансы

Специфика правоотношений рассматриваемой категории заключается в круге субъектов. Правовая защита исключительных прав распространяется как на правообладателя, так и на лицензиата – обладателя исключительной лицензии.

Сложность категории обуславливает наличие в законодательстве беспрецедентных мер ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, неоднократность и грубость нарушения исключительного права служат основанием выдвижения прокурора с требованием в суде о ликвидации субъекта хозяйствования и удовлетворении такого требования.

Физические лица – предприниматели могут понести ответственность, как по гражданскому, так и по уголовному законодательству на основании статьи 1253 ГК РФ. Статьей 146 УК РФ предусмотрена ответственность за плагиат в крупном и особо крупном размере, а также при условии причинения автору или правообладателю крупного ущерба.

Практика последних лет показывает, что компенсация как форма защиты, является самым востребованным вариантом. Основанием ее взыскания служит доказанность факта. При этом инициировавший процесс гражданин не обязан аргументировать и представлять доказательства сумм причиненных ему убытков.

Важно отметить, что компенсационные выплаты могут взыскиваться только в адрес обладателя права исключительной категории и только при нарушении именно этих прав. Все чаще применяется способ защиты в форме взыскания вреда за причинение морального ущерба вследствие неправомерных действий конкурентов.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/zashhita-avtorskix-i-smezhnyx-prav/

24.Понятие, формы и способы защиты авторских прав

Виды защиты авторских прав

Защитаавторских и смежных прав представляетсобой сово- купность мер, направленныхна устранение реальной угрозы на­рушения,восстановление или признание прававторов и право­обладателей.

Особенностьзащиты авторских и смежных правзаключается не только в том, чтобыобеспечить их реальное осуществлениеи воз­можность принятия эффективныхмер по пресечению действий на­рушителя.Не менее важное значение имеет июридически обеспе­ченная возможностькомпенсации всех имущественных исвязанных с ними личных неимущественныхпотерь, вызванных нарушением конкретногосубъективного права.

Взащите авторских и смежных прав можновыделить четыре наиболее существенныхаспекта:

1)представляет собой целостную системугражданско-правовых способов и средств,направленных прямо или косвенно наустране­ние возникших препятствий восуществлении авторских и смежных прав,а также на обеспечение законных интересовправообладателей путем недопущениявозможных нарушений или устраненияреаль­ных посягательств со стороныиных лиц;

2)рассматривается как действия граждани юридических лиц по применениюпредусмотренных 1*ражданскимзаконодательством не­благоприятныхпоследствий к нарушителям авторских исмежных прав;

3)предполагает борьбу с нарушениямиметодами публичного права (административногои уголовного), носящих чаще всегопре­вентивный характер;

4)осуществляется в различных юридическихформах.

Подформой защиты следует пониматьсовокупность внутренне согласованныхмер, направленных на восстановлениенарушен­ного субъективного права иохраняемого законом интереса.

Формызащиты делятся на две группы — судебныеи внесудебные. Первая группа предусматриваетзащиту авторских и смежных прав

всудах обшей юрисдикции, арбитражныхсудах и Конституционном 177 Суде РоссийскойФедерации; вторая группа предполагаетпримене­ние самозащиты прав, мероперативного воздействия, предусмотрен­ныхзаконом, а также административно-правовыхформ защиты.

Субъектамиправа на защиту авторских и смежныхправ явля­ются авторы, обладателисмежных прав и их правопреемники, в томчисле их наследники, организации,осуществляющие коллективное управлениеавторскими и смежными правами, а такжеуполномо­ченные авторами и обладателямисмежных прав лица.

Частьчетвертая ГК РФ устанавливает нормы,направленные на укрепление институтазащиты прав авторов и других обладателейисключительных прав.

Повышениеэффективности правовой защи­тыотношений в сфере создания и использованияпроизведений обе­спечивается за счетвключения в данный Кодекс дополнительныхнорм, закрепляющих следующие новые видырезультатов интеллек­туальнойдеятельности, средств индивидуализациии соответствую­щие им виды интеллектуальныхправ:

1)смежного права на содержание баз данных(ст. 1333—1336);

2)смежного права публикатора произведения(ст. 1337—1344);

3)право на доменное имя как средствоиндивидуализации ин­формационныхресурсов (ст. 1483,1484,1519);

4)права на коммерческое обозначение каксредство индивидуа­лизации предприятия(ст. 1538—1541).

ВГражданский кодекс впервые включенытакие институты, как права на фирменноенаименование и права на секретыпроизводства (ноу-хау), в отношениикоторых ранее не существовало единогопра­вового регулирования на уровнезакона. Это обстоятельство служитдополнительной гарантией превентивногохарактера, позволяющей более эффективнозащищать указанные права в случае ихнару­шения.

Кмерам защиты обычно относят мерыответственности, для ко­торых характерноне только восстановление нарушенныхправ, но и обременение правонарушителяв виде возложения дополнительныхобязанностей либо лишения имеющихсясубъективных прав[34].

Вме­сте с темследует отличать меры гражданско-правовойответственно- сти от мер защиты гражданскихправ. Применение ответственностипредполагает установление фактаправонарушения.

В свою очередь, дляприменения мер защиты авторских правдостаточно факта пося­гательства илиоспаривания субъективного права третьимлицом.

178Особенность сформированной системызащиты авторских прав заключается втом, что не каждый правообладатель можетисполь­зовать любой предусмотренныйзаконом способ защиты. Например, послепередачи автором своего исключительногонрава он утрачива­ет право напредъявление иска о выплате компенсации.

Большоевнимание в части четвертой ГК РФ уделеномерам по усилению защиты прав граждан— создателей интеллектуаль­ныхценностей (авторов, исполнителей,изобретателей, селекцио­неров и т.д.).Такие меры крайне необходимы в новыхэкономиче­ских условиях.

Дело в том,что в современных условиях результатытворческой деятельности становятсявсе чаще предметом активно развивающегосярыночного оборота.

Товаропроизводителипри про­изводстве наукоемкой продукциилибо тиражировании произведе­нийлитературы, искусства далеко не всегдасогласуют эту деятель­ность с авторамииспользуемых результатов интеллектуальнойдея­тельности.

Без учета этогообстоятельства интересы авторов могутвступать в противоречие с интересамитретьих лиц.

С одной сторо­ны, законныеинтересы авторов могут столкнуться спотребностями общества, заинтересованногов возможно более широком и свобод­номиспользовании созданного авторомтворческого результата, с другой —авторам могут противостоять интересыболее сильных в экономическом планекоммерческих организаций, которым авторчаще всего передает права на результатсвоей творческой деятельно­сти.Система защиты авторских и смежных правпостроена на сово­купности принципов,являющихся основополагающими началамигарантированное™ закрепленных в законеправ автора.

Принципповышенной защиты законных интересовавтора полу­чил закрепление н новыхположениях Гражданского кодекса.

Однимиз основополагающих начал, призванныхвыступить гарантом такой защиты, являетсяположение о том, что исключительноеправо на результат интеллектуальнойдеятельности, созданный творческимтрудом, первоначально возникает уавтора.

К другим участникам гражданскогооборота это право может перейти толькоот автора по общему правилу в силудоговора или по иным основаниям,установ­ленным законом (и. 3 ст. 1228 ГКРФ).

Например,согласно статье 1295 «Служебное произведение»ГК РФ исключительное право на служебноепроизведение принад­лежит работодателю,если трудовым или иным договором междура­ботодателем и автором не предусмотреноиное.

Если работодатель в течение трехлет со дня, когда служебное произведениебыло пре­доставлено в его распоряжение,не начнет использование этого про-кзведения, не передаст исключительноеправо на него другому лицу 179 или несообщит автору о сохранении произведенияв тайне, исклю­чительное право наслужебное произведение принадлежитавтору

Принципограниченной ответственности автора.

Вглаве 70 «Авторское право» и главе 71«Права, смежные с авторскими» ча­стичетвертой ГК РФ включено положение отом, что на принадле­жащее автору илиисполнителю исключительное право недопуска­ется обращение взыскания(ст. 1284, 1319).

По авторским договорампредусмотрена также ограниченнаяответственность автора произ­ведения,которая заключается в том, что всоответствии с пунктом 1 ст. 1290 ГК РФ подоговору об отчуждении исключительногопра­ва на произведение и по лицензионномудоговору ответственность автораограничена суммой реального ущерба,причиненного другой стороне.

Болеетого, в силу договора об отчужденииисключительно­го права или лицензионногодоговора размер возмещения реальногоущерба, причиненного автором, можетбыть еще уменьшен.

Ограниченнаяответственность автора предусмотреназаконом и при исполнении авторскогозаказа. В случае неисполнения илине­надлежащего исполнения договораавторского заказа автор обязан возвратитьзаказчику аванс, а также уплатитьнеустойку, если она предусмотренадоговором. При этом общий размер указанныхвы­плат ограничен суммой реальногоущерба, причиненного заказчику.

Принципстимулирования активного использованияавторского произведения. В Гражданскомкодексе содержатся нормы, направ­ленныена стимулирование к активному использованиюавторско­го произведения третьимилицами. Так, в соответствии с пунктом 1ст.

1287 ГК РФ по договору о предоставленииправа использования произведения,заключенному автором с издателем, т.е.

с лицом, на которое в соответствии сдоговором возлагается обязанностьиздать произведение (издательскийлицензионный договор), лицензиат обязанначать использование произведения непозднее срока, уста­новленного вдоговоре.

При неисполнении этойобязанности ли­цензиар вправеотказаться от договора без возмещениялицензиату причиненных таким отказомубытков. В Гражданском кодексе (и. 2 а,1295) установлено также, что если работодательв течение трех лет со дня, когда служебноепроизведение было предоставлено в егораспоряжение, не начнет осуществлятьсвое право на использование служебногопроизведения, то он это право утрачивает.

Принципповышенной защиты прав автора-работника.Исклю­чительное право на служебноепроизведение науки, литературы иискусства (за исключением служебныхпрограмм для ЭВМ и баз

180данных) стало принадлежать автору.

Положение автора укрепляет такжепоследовательно проведенное во всехсоответствующих гла­вах части четвертойГК РФ правило о том, что автор-работник,не являющийся правообладателем, имеетправо на получение от ра­ботодателявознаграждения за создание и использованиеобъекта авторского права в порядкеисполнения служебного задания. Этоправо сохраняется за автором-работникомнезависимо от того, сам работодательбудет использовать соответствующийслужебный ре­зультат или право нанего перейдет к другому лицу.

Защитаавторских прав может сопровождатьсяустранением с рынка недобросовестныхучастников. Необходимость усиленияборь­бы с контрафактной продукциейпотребовала включения в часть чет­вертуюГК РФ, помимо существующих в гражданскомправе санк­ций за нарушение прав,категории «грубое нарушение».

Россиякак вторая после Китая музыкальнаяпоп-держава сконцентрировала на своейтерритории две трети пиратскихкомпакт-дисков, продажа ко­торых ввосемь раз превышает продажу легальныхмузыкальных про­изведений. В Россиина 80% сайтов бесплатно размещаются песниавторов без их согласия.

Серьезнуюпроблему представляет тиражи­рованиепиратских музыкальных дисков, компьютерныхпрограмм и кинофильмов через Интернет.Особенно сложно закрывать сайты, которыезарегистрированы в странах ЗападнойЕвропы и США[35].

Еслиюридическое лицо неоднократно или грубонарушает ис­ключительные права нарезультаты интеллектуальной деятельно­стии на средства индивидуализации, судможет принять решение о ликвидациитакого юридического лица по требованиюпрокурора (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Если такиенарушения совершает гражданин, егодеятельность в качестве индивидуальногопредпринимателя может быть прекращенапо решению или приговору суда вустановленном законом порядке (ст. 1253ГК РФ).

Вчасти четвертой ГК РФ предусмотренытакже меры, направ­ленные на защитуличных неимущественных прав авторов.В част­ности, восстановлен прежнийподход к праву автора на неприкос­новенностьпроизведения (п. 1 ст.

1266), которое посвоему содер­жанию стало ширезакрепленного в ранее действовавшемЗаконе «Об авторском праве и смежныхправах» права на защиту репутации автораи поэтому в большей мере защищаетинтересы создателя про­изведения.Согласно пункту 1 ст.

1266 ГК РФ не допускаетсябез согласия автора внесение в егопроизведение изменений, сокраще­нийи дополнений, снабжение произведенияпри его использовании

Источник: https://studfile.net/preview/6703934/page:22/

Защита авторских прав: способы в РФ

Виды защиты авторских прав

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.