Специальное право жалобы

Право жалобы

Специальное право жалобы

Жалоба – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время.

Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Так, в соответствии с Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003 г.

к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан.

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г.

данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: “Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит” .

Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют, – общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, КоАП, Трудовым кодексом).

Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу, и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений – один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются – КоАП, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

Источник: https://students-library.com/library/read/66680-pravo-zaloby

Общая и специальная административная жалоба

Специальное право жалобы

В литературе традиционно выделяются общая и специальная административные жалобы.

В настоящее время правило разграничения общей и специальной жалоб закреплено ч.2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006.

5 мая), согласно которому порядок рассмотрения обращений граждан, установленный ФЗ № 59, «распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами».

Таким образом, на уровне подзаконных нормативно – правовых актов эти вопросы регулироваться не могут, кроме законов и иных нормативно – правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых могут устанавливаться лишь положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливаться гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные ФЗ № 59.

Административная жалоба может подаваться не только гражданами, но и иностранцами и лицами без гражданства, кроме того обращения, в том числе и жалобы, могут быть как индивидуальные, так и коллективные.

Податель жалобы, прежде всего, должен уточнить, закреплены ли в федеральном законодательстве специальные правила подачи и рассмотрения жалобы применительно к конкретным публичным правоотношениям. Если нет, то общая жалоба должна подаваться в порядке, предусмотренном ФЗ № 59.

Требования к форме, содержанию, порядок подачи и рассмотрения специальных жалоб установлен, например: в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Российская газета. 2001.

31 декабря), в главе 19 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (Российская газета. 1998. 6 августа), главе 7 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (Российская газета. 2003.

3 июня) и др.

Характеризуя общую административную жалобу, во-первых, нужно отметить, что в настоящее время законодательство закрепляет право на обжалование действий (бездействия) и решений государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, хотя до принятия ФЗ № 17 допускалось подача жалоб на действия (бездействия), решения любых организаций.

Конечно, перечень организаций, обязанных рассматривать обращения граждан, должен был быть сужен, однако представляется, что отсутствие законодательной гарантии для граждан на подачу административной жалобы на действия, решения государственных учреждений, которые, как правило, оказывают государственные услуги, существенно снижает их защищенность, хотя это и не противоречит тексту ст. 33 Конституции РФ.

Во-вторых, ФЗ № 17 установил требования по форме и содержанию к общей письменной административной жалобе.

Обязательные реквизиты жалобы – указание наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) подателя жалобы, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть жалобы, подпись и дата (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

Обязательные требования к жалобе:

  • не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи,
  • текст письменной жалобы должен поддаваться прочтению
  • не должен содержаться вопрос, на который подателю жалобы многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства (ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

Несоблюдение перечисленных требований ведет к оставлению жалобы без ответа. Однако в случае их устранения, гражданин вправе вновь направить жалобу в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

В-третьих, в ФЗ № 59 закреплен порядок рассмотрения общей административной жалобы, который включает в себя ряд последовательных стадий: 1) направление и регистрация жалобы, 2) рассмотрение по существу, 3) доведение ответа до подателя жалобы.

Стадия направления и регистрации жалобы:

  • во-первых, письменная жалоба должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. В случае подачи устной жалобы на личном приеме должностного лица содержание жалобы заносится в карточку личного приема гражданина;
  • во-вторых, письменная жалоба, содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию получившего ее органа, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением гражданина, направившего жалобу, о ее переадресации.
  • в-третьих, в случае, если решение поставленных в письменной жалобе вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия жалобы в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам
  • в- четвертых, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется. В случае, если в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в соответствующий орган, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая)

Стадия рассмотрения жалобы по существу.

При рассмотрении жалобы должны соблюдаться права и гарантии, предоставленные ее подателю (ст. ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006. 5 мая).

В случае необходимости жалоба может быть рассмотрена с выездом на место уполномоченным на рассмотрение лицом (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации// Российская газета. 2006. 5 мая).

При рассмотрении жалобы обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное ее рассмотрение, в случае необходимости – с участием подателя жалобы.

Общий срок рассмотрения жалобы – в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

При направлении запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в течение 15 дней должны быть представлены документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

При наличии обстоятельств, установленных в ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Российская газета. 2006.

5 мая), жалоба остается без ответа, о чем податель жалобы по возможности должен быть уведомлен.

Во всех остальных случаях, по общему правилу дается письменный ответ, при этом рассмотрение жалобы должно быть бесплатным.

Источник: https://studopedia.su/17_89855_obshchaya-i-spetsialnaya-administrativnaya-zhaloba.html

20.1. Понятие жалобы в государственном управлении: Важнейшим способом обеспечения законности в деятельности органов

Специальное право жалобы

Важнейшим способом обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти являются личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями Обращения граждан в государственные и общественные органы являются средством осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенным источником информации, необходимой для решения текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства Являясь одной из форм участия граждан в управлении, обращения способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и должностных лиц, борьбе с волокитой, бюрократизмом и злоупотреблениями.
Жалобы граждан — это обращения по поводу нарушения их субъективных прав и свобод Предложения и заявления не связаны с нарушением субъективных прав гражданина и направлены на улучшение деятельности органов исполнительской власти и их должностных лиц Граждане имеют право обжаловать всякие незаконные действия и акты, а также бездействия, нарушающие их субъективные права и интересы . Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц Административные жалобы по правовым признакам делятся на общие и специальные . Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 200б г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируется специальными нормами, содержащимися в КоАП, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. 1495, и других актах .

Право на общую жалобу является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина.

Этим правом обладают все граждане . Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значительному для него поводу без чьего-либо предварительного согласия Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме . Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния Очень часто граждане используют право обжалования индивидуальных актов управления . Возможны и жалобы на законность нормативных актов, то есть указание на их несоответствие Конституции Российской Федерации и законам Такая жалоба правомерна, если нормативным актом затрагиваются интересы гражданина или могут быть затронуты в перспективе. Граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, народным депутатам, в прокуратуру, общественные и межгосударственные организации . Общее право жалобы подразделяется на два вида: ¦ право административной жалобы; ¦ право на судебное обжалование . Специальное право жалобы предоставляется лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров Специальное право жалобы закрепляется законодательством, наделяющим гражданина специальной правоспособностью в дополнение к общей. Лицо, имеющее специальное право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений

Относительно этой категории лиц законодательством предусмотрен иной порядок внесудебного и судебного обжалования Этот порядок установлен гражданско-прцессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц Как исключение специальное право обжалования военнослужащими закреплено Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд — в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Следует отметить, что специальное право не поглощает собой общее право обжалования Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу Арбитражные суды вправе рассматривать дела об обжаловании гражданами определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации самостоятельной предпринимательской деятельности граждан) Нормативные акты в арбитражном суде обжалованы быть не могут . Арбитражный суд рассматривает дела о недействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц Обращения (жалобы) можно сгруппировать по следующим основаниям: ¦ по содержанию (пенсионные, налоговые и т . д.); ¦ авторам, их подавшим (индивидуальные, групповые); ¦ форме (устные, письменные); ¦ адресатам (первичные, повторные). Письменное обращение гражданина должно быть подписано им с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит . Признаки специальной жалобы: ¦ наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок рассмотрения; ¦ специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении); ¦ четко определенные субъекты права (лично заинтересованные или их представители); ¦ четко определенные адресаты жалобы; ¦ специальные сроки подачи жалобы; ¦ процедурные особенности производства по конкретным видам жалоб; ¦ более краткие сроки рассмотрения жалоб . Отличия специальной жалобы от общей заключаются в следующем ¦ Специальная жалоба может быть подана только лицами, привлеченными к ответственности, потерпевшими или от имени адвоката (ст. 25.1, 25.2 и 25 . 5 КоАП), а общая — любым гражданином . ¦ Специальная жалоба данного вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена ¦ Адресатами специальной жалобы выступают вышестоящие органы Адресаты для общей жалобы значительно шире ¦ Специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (10 дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены ¦ Подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, обращение с общей жалобой таких последствий не влечет ¦ Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности . Общая жалоба направляется одному или нескольким адресатам ¦ Жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях рассматривается уполномоченным на то органом в течение 10 дней . Для разрешения общих жалоб установлены иные сроки Таким образом, право на специальную жалобу намного уже права на общую жалобу и преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усиливать защиту прав граждан

Источник: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/201-ponyatie-jalobyi-gosudarstvennom-55509.html

Особенности специального права жалобы. Характеристика специального права жалобы, предусмотренного одним из нормативных правовых актов

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав. Оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В числе специальных — жалобы:

а) на действия и бездействие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируются ТмК РФ;

б) на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются НК РФ;

в) на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется КоАП РФ;

г) вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями;

д) иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы имеют такие особенности, как:

наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названные в законе;

четкое закрепление субъектов права на такую жалобу, признание таковыми, как правило, лишь некоторых, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

установление письменной формы и адресатов жалобы;

специальные сроки подачи жалоб;

процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан.

В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу.

Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб. Действие обжалуемого акта может быть приостановлено.

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации. Они должны:

а) разъяснять гражданам такое право;

б) принимать и устные, и письменные жалобы;

в) работать с ними;

г) информировать о работе с обращениями их авторов;

д) систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

Понятие, признаки и административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Статус органа исполнительной власти – это наиболее характерный для административного права и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов отрасли.

Специфика данного административно-правового статуса заключается в его исключительности.

Органы исполнительной власти – это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.

Органы государства – это структуры, объединяющие людей для выполнения функций государства. В научной литературе по вопросам административного права можно встретить и термин “ведомство”.

В действующем законодательстве указанный термин не употребляется собственно в прямом своем значении, однако, можно встретить многочисленные производные от него термины, такие как: “ведомственный жилой фонд”, “внутриведомственный контроль”, “ведомственная подчиненность” и т.п.

Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой.

1. Органы исполнительной власти – это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями.

2.

Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации. Система сдержек и противовесов, предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны, органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов различных ветвей власти осуществляется строго в соответствии с законодательными предписаниями, принимаемыми в соответствии с принципами организации государственной власти в стране, закрепленными в Конституции РФ.

В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти (признаки органа исполнительной власти):

1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий.

2.

Орган исполнительной власти выступает от имени государства (Российской Федерации) или его субъекта (субъекта Российской Федерации).

3. Права органа исполнительной власти по применению мер воздействия науправляемых субъектов, включая принудительные меры, одновременно являются его обязанностями по отношению к государству, наделившему его соответствующими правами.

4. Орган исполнительной власти является органом, прежде всего, правоприменительным, поскольку и его правотворческие полномочия – следствие предписаний действующего массива законодательства.

5. Орган исполнительной власти основан на принципах профессионализма. Ответственные должности в органах исполнительной власти занимают, как правило, лица, обладающие специальным административно-правовым статусом государственного служащего.

6. Орган исполнительной власти является структурно организованной единицей государственного аппарата, системы органов исполнительной власти.

7. Деятельность органа исполнительной власти финансируется Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

8. Орган исполнительной власти в процессе реализации его компетенции принимает особые правовые акты – акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своими юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в силу, порядком действие и т.д.

Источник: https://stydopedia.ru/4x2ab8.html

Специальная административная жалоба

Специальное право жалобы

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

СУДЕБНЫЕ ЖАЛОБЫ.

Жалоба в суд общей юрисдикции подается на действия (бездействие), решения:

· Государственных органов

· Органов МСУ

· Учреждений, предприятий. Их объединений

· Общественных объединений

· Должностных лиц

· Государственных и муниципальных служащих.

Подлежат обжалованию коллегиальные и единоличные действия (бездействие) решения, в результате которых:

· Нарушены права и свободы гражданина

· Созданы препятствия осуществлению его прав и свобод

· Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность

Жалоба в суд общей юрисдикции подается на индивидуальные или нормативные правовые акты кроме: актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда; актов в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок подобного обжалования.

Альтернативная подсудность жалобы: в суд по месту жительства гражданина или в суд по месту нахождения ответчика.
Срок давности обращения в суд: 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе уполномоченного органа в удовлетворении административной жалобы.

По результатам рассмотрении жалобы суд принимает решение: об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.

Арбитражный суд рассматривает возникающие из административных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Перечень таких дел указан в ст.

29 АПК РФ

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан или объединений граждан.

Требования к жалобе в КС РФ: должна оспариваться конституционность закона; обжаловаться может только закон, подлежащий применению в конкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в суде, или ином органе, применяющем закон.
По результатам рассмотрения жалобы КС принимает решение, которое вступает в силу немедленно и обжалованию не подлежит.

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Орган исполнительной власти (ОИВ) – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикаль­ная связь между соподчиненными органами на основе разделения компе­тенции между ними. В систему входят (см. схему 8):

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Виды ОИВ

ОИВ РФ и органы исполнительной власти субъектов.

По содержанию:

– Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе.

– органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.

По территориальному охвату деятельности:

– центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта)

– территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории.

По порядку принятия решения:

– единоначальные.1 руководитель, и он руководит деятельностью органа

– коллегиальные.

По организационным формам:

– Министерства

– Службы

– Агентства

– Комитеты

– Департаменты

– Надзоры и т.д.



Источник: https://infopedia.su/8x755d.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть