Состав административного правонарушения объективные и субъективные признаки

Понятие состава административного правонарушения, его элементы и признаки (объективные и субъективные)

Состав административного правонарушения объективные и субъективные признаки

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

— общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;

— противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;

— виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;

— наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и можетвыражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

12. Материальные и формальные составы административного правонарушения.
Состав административного правонарушенияустановленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретноеантиобщественное деяние является административным правонарушением.

Наличие составаадминистративного правонарушения в конкретном деянии является единственным основаниемнаступления административной ответственности за его совершение. Элементами (признаками) составаадминистративного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективнаясторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Общественные отношения, являющиеся объектом административного правонарушения, регулируютсянормами не только административного, но в ряде случаев – конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Объективная сторона административногоправонарушения – это система признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведенияправонарушителя и включает в себя: противоправное деяние (действие или бездействие), наступившиевредные последствия и причинно-следственную связь (зависимость) между этим деянием и наступившимипоследствиями.

Административные правонарушения в подавляющем большинстве случаев имеютформальный состав, т.е. такой, который не предусматривает наступления в результате совершенияправонарушения какого-либо общественно опасного материального вредного последствия.

Административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправногодеяния.

В установлении наличия причинно-следственной связи в формальном составе административногоправонарушения, как правило, нет нужды, так как наступившие вредные последствия, будучинематериальными, проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности изависимость между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Однако кроме проступков с формальным составом законодательством об административныхправонарушениях предусмотрены правонарушения и с материальным составом, который включает в себяобязательное наступление вредных материальных последствий.

В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправнымдеянием и наступившими вредными последствиями далеко не всегда очевидна и требует установления.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, его повторности, неоднократности, злостности, систематичности.

Повторность предусмотрена многими нормамизаконодательства об административных правонарушениях и означает совершение одним и тем же лицом втечение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административномувзысканию.

Источник: https://cyberpedia.su/14xa3a7.html

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Состав административного правонарушения объективные и субъективные признаки

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример
Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Опиши задание

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример
Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

https://www.youtube.com/watch?v=3vnAacv9dfU

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Состав административного правонарушения. Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения объективные и субъективные признаки

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 18Следующая ⇒

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Конкретное деяние является правонарушением, когда содержит все признаки состава, закрепленный перечень которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Если отсутствует хотя бы один из признаков, закрепленных для конкретного состава, то отсутствует и состав. Следовательно, невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП.

Различают формальный и материальный состав административного правонарушения.

При формальном составе для привлечения лица к административной ответственности достаточно лишь совершения противоправного деяния, указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий. Например, нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37).

При материальном составе для привлечения лица к административной ответственности необходимо наступление последствий при условии, что между деянием и наступившим последствием существует причинная связь, например, умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1).

Крамник А.Н. по способу отражения (описания) в законе признаков состава выделяет простой (однозначный) и альтернативный состав.[8]

Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние. Например, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненных ему по службе (ст. 23.5).

Альтернативный состав описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения. Например, состав распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.

8) определяется как изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

Мотивом корыстных правонарушений служит извлечение материальной выгоды. Так глава 10 КоАП включает 9 составов правонарушений против собственности, в основе совершения которых лежит именно корыстный мотив.

Некорыстные правонарушения не связаны с получением выгоды. Большинство составов правонарушений, закрепленных КоАП, являются некорыстными: правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, против здоровья населения, против общественного порядка и нравственности и другие.

Рассмотрим объективные признаки состава преступления.

Различают общий объект, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объект – общественные отношения, регулируемые нормами административно-деликтного права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовой объект – общественные отношения, составляющие в своей совокупности неотъемлемую часть общего объекта. Родовые объекты свойственны однородной группе административных правонарушений и содержаться они в названиях глав Особенной части КоАП. Всего их 17.

Видовые объекты входят в состав родовых объектов и представляют собой группы в системе родового объекта со своими специфическими чертами и свойствами.

Непосредственный объект состава административного правонарушения образуют конкретные общественные отношения в определенной отрасли административного права.

Административные правонарушения каждой из 17 глав можно разделить по видовому и непосредственному объекту посягательства.

Например, правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные главой 9 КоАП, делятся на правонарушения против здоровья человека (ст.9.1.

), против достоинства человека (ст.ст. 9.2., 9.3.), против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4.-9.26).

Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.

5. КоАП) предметом хищения может быть любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения собственности.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Признаки объективной стороны делятся на:

-обязательные;

-факультативные.

К обязательным признакам объективной стороны относится само противоправное деяние или противоправное бездействие, последствия, которые наступают в результате противоправного деяния (бездействия) и причинная связь между ними.

К факультативным признакам объективной стороны относятся способ, средства, место, время, обстановка совершения правонарушения. Для материальных составов – наличие вредных последствий.

В случае если эти признаки указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, они приобретают характер обязательных признаков. Следовательно, их необходимо выявлять и доказывать при оценке совершенного деяния. В иных случаях они учитываются при назначении административного взыскания.

Субъектом административного правонарушения, в отличие от уголовного права, может быть физическое, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Физическое лицо – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 1.3. КоАП).

Физическое лицо как субъект административного правонарушения должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3 КоАП.

Возраст, как и вменяемость, является признаком субъекта административного правонарушения.

Невменяемость заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.

Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь за:

– умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

– мелкое хищение (статья 10.5);

– умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

– нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

– жестокое обращение с животными (статья 15.45);

– разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

– мелкое хулиганство (статья 17.1);

– нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

– нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

– нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

– нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

– нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

– уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

– нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

– незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

– незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Физическое лицо в административно-деликтных правоотношениях может выступать в качестве общего или специального субъекта.

К общим субъектам относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся физические лица, обладающие, кроме общих признаков, специальными признаками (должностные лица, родители или лица их заменяющие (ст. 9.4), члены религиозных организаций (ч.

4 ст. 9.9), продавец (ст. 12.9.), медицинский работник (ст. 16.5), пассажиры (ст. 18.30), военнообязанный (ст. 25.8) и др.). Специальные субъекты могут совершать правонарушения в силу их правового статуса.

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь). В качестве субъекта административного правонарушения физическое лицо как индивидуальный предприниматель может рассматриваться при наличии следующих условий:

-физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

-совершенное правонарушение должно быть связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

-совершенное правонарушение должно быть предусмотрено соответствующей нормой КоАП.

Юридическим лицом, в соответствии со ст.

44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке.

Юридическое лицо может быть субъектом административного правонарушения, если оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы.

Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которые характеризуются конкретной формой вины, мотивом и целью.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель.

Согласно ст. 3.1. КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение, совершенное умышленно – противоправное деяние, совершенное с прямым (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом.

Правонарушение, совершенное по неосторожности – противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий и без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Как мы отмечали выше, ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме умысла. В данном случае деяния совершаются путем активных противоправных действий. Например, лжепредпринимательство (ст.12.

12 КоАП) – создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотренного ст.

234 УК Республики Беларусь. Деяния, входящие в состав лжепредпринимательства, могут быть совершены только путем активных противоправных действий.

Ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме неосторожности. Например, разглашение служебной тайны по неосторожности (ст. 22.15).

Мотив правонарушения – побуждение, которым руководствуется лицо при совершении административного правонарушения.

В отдельных случаях, мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3. КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения.

Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Цель правонарушения – конечный результат, к которому стремится лицо при совершении правонарушения.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследует. Так, например, состав административного правонарушения «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» (ст. 23.3.

КоАП) требует наличия цели – воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели – добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения «Лжепредпринимательство» (ст.12.12.

КоАП) требует наличия цели – получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Мотив и цель побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, лежащей в основе совершения административного правонарушения.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2016-05-13; view: 1594; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/11-3922.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.