Родительское собрание письмо

Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников»

Родительское собрание письмо

наталья шамова
Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».

В жизни каждого дошкольника наступает момент первого, по мнению родителей, важного шага – поступление в школу.

Нам хочется, чтобы дети поскорее выросли, но как потом мы жалеем о тех временах, когда они были маленькими, а самой большой заботой являлось накормить малыша и поиграть с ним, да не поспать ночь, другую.

Многие родители задают вопросы о том, как правильно готовить ребенка к школе, когда лучше отдавать ребенка в школу, как определить, готов ли он к школьному обучению.

Поступление в первый класс выдвигает новые требования, к которым дети привыкают иногда с трудом. Это абсолютно другой круг и уровень общения. Это, в конце концов, новый статус ребенка, налагающий на него определенные обязанности, делающий его жизнь, не похожей на ту, что была раньше.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Первым критерием оценки готовности ребенка к школе является общее состояние его здоровья.

Родители должны здраво оценить те проблемы со здоровьем, которые были у дошкольника, посоветоваться со специалистами и прислушаться к их рекомендациям.

Часто болеющий ребенок, придя в школу, не оставит болезнь за порогом.

Пропуски в школе неизбежно приведут к отставанию ребенка от программы и, как результат, – к школьной неуспеваемости.

Следующее, на что должны обращать внимание родители, – это состояние общей и мелкой моторики ребенка.

Как он двигается? Как прыгает, ходит, бегает? Как двигаются его пальчики, руки? Насколько согласованы движения конечностей при различных двигательных актах? Обычно родители жалуются на то, что будущий школьник неправильно держит карандаш и ручку.

Но их не волнует, что ребенок постоянно что-то задевает, у него все валится из рук, он не может провести линию, нарисовать круг. И если заглянуть в историю развития такого ребенка, увидим, что он пропустил стадию «ползания». Родители даже гордятся, что их чадо не ползало, а сразу встало и пошло.

Зачастую ему еще и помогли вредным изобретением для нормально развивающегося ребенка – так называемыми «ходунками». Чтобы исключить тежелую патологию, необходимо за год до школы развивать моторику ребенка после консультации невролога.

Особое внимание следует обращать на то,как Ваш ребенок общается со сверстниками: умеет ли взаимодействовать с детьми и взрослыми и контролировать свое поведение. От этого в школе будет зависеть очень многое и в первую очередь успешная адаптация вашего малыша.

Очень важный аспект готовности ребенка к школе – уровень развития его пространсвенных и латеральных представлений. От этого во многом зависят успехи в будущем письме и чтении школьника.

Расположение работы на тетрадном листе, «2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, знание лево-право, осознание схемы своего тела – правильная сформированность этих сторон может оказать большую помощь в овладении письменной речью и счета.

И наконец, то что обычно ставят на первое место – умственное развитие ребенка, которое должно соответствовать возрастным нормам, приведенным в любой книге, посвященной подготовке детей к школе.

Под умственным развитием ребенка подразумевается уровень развития его познавательных процессов: внимание (объем, концентрация, переключаемость, память (объем, вид, восприятие (ведущий вид восприятия, уровень развития всех его видов, мышление, развитие речи.

Когда мы говорим о мышлении, то имеем ввиду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи как без использования речи, так и с ее использованием. Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиск аналогий, сравнений, нахождение 4-го лишнего можно найти в многочисленных книгах и детских журналах.

На детских страничках часто печатают интересные задания на поиск различий, детские кроссворды, математические головоломки, относитесь к таким заданиям серьезно.Развивать ребенка можно везде: на прогулке, дома, на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине.

Надо только четко знать, чего вы хотите от ребенка в данный момент.

Любые нарушения звукопроизношения оказывает негативное воздействие не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности.

Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, нужно обязательно обратиться к специалисту.

Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем.

О проблемах школьного обучения написано много. Гораздо меньше книг о проблемах, которые появляются не сразу, а во 2-3 классах.

Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5-6 часов, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения в классе не может? Все эти трудности накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.

В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.

Среди наиболее встречающихся терминов – ДИСГРАФИЯ – расстройство процесса письма (по отношению к младшим школьникам допустимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью (ошибки, которые они делают при письмев основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными: пропуск гласных и согласных, замена букв, близких по звучанию и по написанию, неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения).

ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускают те же ошибки, что и при дисграфии – не дочитывает правильное окончание слов, пытается угадать по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.

ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая, к сожалению, менее изученная категория специфических нарушений письма.

Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки,несмотря на знания соответствующих правил: «правило знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного места».

Такие нарушения начинают развиваться примерно с третьего класса. Особенно ярко проявляется при переходе из начального звена в среднее.

ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии почтив се компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам.

Кроме того,недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям.

У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.

ММД – минимальная мозговая дисфункция. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание) или у недоношенных.

По последним данным к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющихся при стандартном неврологическом исследовании.

Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко проявляются в первые годы обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного.

Иногда возникают острые приступы злости не только по отношению к окружающим, но и к себе. В начале школьного обучения у некоторых детей возникают трудности,не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное восприятие, счет и чтение (иногда эти процессы носят зеркальный характер).

С возрастом появляются в абстрактном мышлении. Особенно часто бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, нельзя применять меры наказания, в то же время нельзя ребенка излишне опекать.

Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.

В последнее время число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были крайней редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно найти в 6,7 и даже в 10 классе.

По данным обследования младших школьников Санкт-Петербурга, проведенного логопедом Парамоновой Л. Г., видно, что дисграфические ошибки встречаются у 30% учащихся, тогда как в середине 50-х годов это число не превышало и 6%.

Что делать? Как определить дизорфографию? Родители должны знать их только «в лицо»:

• Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству (Б-Д, П-Т, Е-З, А-О, Д-У)

• Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же,что и говорит : САПКА (шапка).

• Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку.

Смешиваются гласные О-У, Е-Ю; согласные Р-Л, Й-Ль, парные и звонкие глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки Ц,Ч,Щ, смешиваются как между собой так и с другими фонемами.

Например: тубло вместо дупло, шуски вместо сушки, сыплята – цыплята.

Родители радуются, когда ребенок читает бегло в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

• Частые при дисграфии ошибки – «застревания».Например: «За зомом росла мамина».

• Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных. «Сольить» (солить, Луба (Люба)

• Слитное написание предлогов, раздельное – приставок так же является одним из проявлений дисграфии.

• Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву (Примеры из тетрадей детей с нарушениями письма.)

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Обязательно надо проконсультироваться у специалистов, ведь эта проблема не является изолированной.

Решать ее надо в комплексе, в первую очередь с логопедом, а так же с психологом, детским психиатром, возможно с невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.

Чего делать нельзя!

• Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов.

Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтенияисправить количественными приемами: диктантами, чтениями больших текстов.

Кстати это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

• Подход к ребенку, страдающему дисграфией, с дислексией должен быть совершенно другим.На первых этапах в основном необходима устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред.

Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок, а работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед.

Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильные слова.

• Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте,что:

– ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.

родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих.

– необходимо выполнять все, что назначено специалистом и не от случая к случаю, а так как сказано. Иначе наступившее улучшение сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться.

– помните, ребенок не виноват в своих проблемах. Он не лодырь, не лоботряс, не тупой. Он пока просто не может читать и писать лучше. Ему надо помочь.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-problemy-pisma-i-chtenija-u-shkolnikov.html

Конспект родительского собрания на тему

Родительское собрание письмо

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Навык письма – трудности  обучения.        

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Естественно, что дети с затруднениями в обучении замедляют общий темп работы класса, осложняют работу учителя и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами работы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неудовлетворенности.

И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

-Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Представьте, что ваши дети уже пошли в школу. Напишите, какие затруднения могут испытывать ваши дети при письме, рисовании.

Недостатки письма:

-нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;

-неправильное написания букв;

-замена букв: д-т, б-д, ж-ш;

-пропуск,  недописывание букв;

-очень медленный темп письма;

-тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

-Каковы же причины трудностей обучения письму. На обратной стороне листочков напишите, пожалуйста, из-за чего могут возникнуть у ребенка затруднения при письме.

Озвучивание мнений.

-Послушаем, что нам по этому поводу скажет эксперт.

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

-детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

-детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;

-леворуких детей при переучивании;

-детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

Как же устранить эти недостатки и помочь ребенку освоить навык письма? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, чтобы у вас и ваших детей таких проблем было как можно меньше.

Вспомните, какими упражнениями можно развивать моторику.

Работа в группах.

-Все эти упражнения можно делать и  в домашних условиях

  1. Развитие пространственных представлений.

Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

-Размещение геометрических фигур.

Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

– На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.

-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.

3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.

  1. Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.

-Учить скороговорки и чистоговорки.

-Членить речь на отдельные слова и звуки.

Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.

-Находить звук в слове.

Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.

Называть слова, которые начинаются со звука А.

Обратиться за консультацией к логопеду.

-Игра «Снежный ком»

Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ. И т.д.

-Заучивание стихов.

5. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет
ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

-Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы.

Все перечисленные  упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

-Большое спасибо за работу.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-na-temunaviki-pisma-1984235.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть