Разрешение эколого правовых споров относится к подведомственности

Экологическая функция суда и арбитражного суда. Подведомственность и подсудность эколого-правовых споров

Разрешение эколого правовых споров относится к подведомственности

Экологическая функция судов заключается в рассмотрении негаторных исков (иск собственника, направленный на защиту его права собственности от таких нарушений, которые не совмещены с лишением собственника права владения вещью. Этот иск направлен на устранение помех мешающих собственнику пользоваться его имуществом), а также в рассмотрении дел связанных с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда их имуществу.

Арбитражный суд, рассматривающий имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка.

Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью, рекреацией либо запретом их, также являются предметом рассмотрения арбитражного суда.

Они направлены на защиту неэкономических интересов ресурсопользователей, а на охрану и возмещение экологических интересов общества в чистой здоровой и продуктивной природной среде.

Взаимосвязь с хозяйственными интересами природопользователя диктует необходимость рассматривать такие споры в одном органе, которому подсудны вопросы охраны интересов экономического и экологического характера.

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ.

Задачи судов:

1.Защита охраняемых прав и интересов организаций и граждан.

2.Содействие соблюдению законодательства.

Судами рассматриваются споры о взыскании ущерба, причинённого загрязнением либо уничтожением водных ресурсов, земель, лесных массивов, животных и птиц.

Судами рассматриваются споры, вытекающие из отношений собственности, дела об экологических преступлениях.

Споры рассматриваются судами общей и специальной компетенции.

Задачи арбитражного суда:

защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях. Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в связи с производственно хозяйственной деятельностью – предмет рассмотрения арбитражного суда.

В зависимости от структуры эколого-хозяйственные дела подразде­ляются на следующие категории:

о взыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением, повреждением рыбных запасов;

о взыскании ущерба, причиненного загрязнением, порчей земель, уничтожением плодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивации земель;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением или существенным повреждением лесных массивов;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением диких животных и птиц.

Экологические функции прокуратуры.

Главными задачами прокурора являются: проверка выполнения программ по охране окружающей среды, выявление нарушений экологических требований, при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной деятельности, проверка выполнения экологопользователями норм и правил по технологии ведения работ, связанных с природопользованием (порядок использования природных ресурсов – землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование животным миром).

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

Взаимодействие с другими органами, осуществляющими контроль в сфере экологии (органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, службами, общественными организациями и т. д.).

Проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации.

Проверка российских и иностранных судов.

Вынесение предложений о назначении государственной экологической экспертизы, проверка заключения эксперта (оно должно быть всесторонним, полным, объективным и комплексным анализом представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определено их соответствие нормативным правовым актам РФ в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды).

Аннулирование лицензий.

Запрещение ввоза на территорию РФ экологически опасных грузов.

Привлечение виновных лиц за нарушение законодательства в сфере экологии к административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой ответственности, подготовка материалов, принятие решений о приостановлении или прекращении хозяйственной деятельности.

Согласно законодательству РФ надзор за природопользованием должен соответствовать следующим принципам: законности, приоритета охраны окружающей среды, плановости, платности (лицензирования отдельных видов деятельности), сочетание государственного регулирования с регулированием органов местного самоуправления, собственности на природные объекты, равноправия субъектов. Регулирование в сфере экологии осуществляют следующие органы государственной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Министерство здравоохранения и соцразвития РФ, Министерство внутренних дел РФ, комитеты по земельным ресурсам, рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Понятие и признаки земли как природного объекта. Состав земельного фонда.

Земля– часть поверхности суши с верхним плодородным (иногда без него) слоем, неразрывно связанная с нижележащими недрами земной коры.

Признаки земли как объекта ОС и как имущества:

Плодородие – потенциальная способность земли к воспроизводству

сельскохозяйственной продукции. Постоянство местонахождения – невозможность произвольного перемещения земельных участков; в имущественной сфере – земля есть недвижимое

имущество. Неограниченность существования во времени, непотребляемость со стороны человека

Пространственная ограниченность – человек не может создавать ее искусственно. Исчисляется площадью, делится на земельные участки (дискретность – возможность поделить на эти самые земельные участки) Относится к неживой природе.

Объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Земельный участок(ЗУ) – это часть поверхности земли, имеющая границы, описанные и установленные в закрепленном законом порядке.

Индивидуализирующие признаки: 1.Границы.2.Кадастровый номер.3.Площадь (в м2).4.Адрес/местонахождение (название населенного пункта, etc.)5.Целевое назначение.6.Вид разрешённого использования.

Виды (категории; в основном – по целевому назначению) земель:1. Сельскохозяйственного назначения.2. Земли населенных пунктов.3.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны ибезопасности и иного специального назначения (земли промышленности; восновном регулируются подзаконными актами).4. Земли лесного фонда (правовой режим – Лесной кодекс РФ).5. Земли водного фонда (Водный кодекс РФ).6.

Земли особо охраняемых территорий (например, памятники природы/культуры,etc.).7. Земли запаса (находятся “в законсервированном состоянии”, дляиспользования – необходим перевод в соответствующий правовой режим).



Источник: https://infopedia.su/10x6a5.html

Разрешение экологических споров

Разрешение эколого правовых споров относится к подведомственности

Материал актуален на 04.08.2014

С каждым годом деятельность различных предприятий оказывает все большее влияние на состояние окружающей среды. Размер ущерба, наносимого окружающей среде, растет пропорционально увеличению темпов развития производства и освоения природных ресурсов.

В связи с этим государство предъявляет все более жесткие экологические требования к предприятиям.

Однако  такие требования иногда оказываются необоснованными и предвзятыми, и в связи с этим требуются специальные юридические знания для правильной оценки ситуации и полного разрешения спора или проблемы.

Экологические споры могут возникать между физическими и юридическими лицами, организациями любых форм собственности, а также государством в лице уполномоченных органов, общественными объединениями.

Экологические споры могут касаться любого объекта охраны окружающей природной среды (земли, недр, воды, лесов и т.д.), размещения проектируемого объекта, прокладки трубопроводов, линий электропередач, каналов и т.п.

Экологические споры возникают довольно часто, и их количество растет. Наибольшее число споров возникает по искам территориальных департаментов экологии или природоохранных прокуроров о возмещении вреда окружающей среде, причиненного аварийным или сверхнормативным загрязнением.

Встречаются также споры, связанные с отсутствием у организаций заключений государственной экологической экспертизы, разрешений на сжигание газа на факелах, самовольным использованием водных объектов, споры о праве собственности на отходы и другие.

Порядок разрешения споров устанавливается законодательством РФ применительно к объектам охраны окружающей природной среды, а в случаях, связанных с земельными отношениями, порядок регламентирован ст.64 Земельного кодекса РФ.

Тщательный анализ правовых норм, применимых к конкретной спорной ситуации, позволяет предотвратить случаи неправильного применения судами норм материального права и не допустить необоснованного привлечения организаций к гражданско-правовой ответственности.

Решение экологического спора возможно как в судебном, так и в досудебном порядке.

Досудебный порядок решения спора

Досудебный порядок разрешения спора заключается в проведении переговоров между пострадавшей стороной и нарушителем, в устранении замечаний государственных органов, в направлении претензии одной из спорящих сторон другой стороне и т.д.  Порядок досудебного урегулирования спора используется весьма часто. Такой порядок принято называть претензионным.

Претензионный порядок разрешения спора перед подачей искового заявления в суд в некоторых случаях является обязательным. Дела, касающиеся изменения и расторжения договоров, взыскания задолженности или штрафа и т.п.

, не рассматриваются в суде без наличия документа о том, что перед подачей иска стороны пытались разрешить конфликт в досудебном порядке. Иногда такой порядок решения спора предусмотрен законом, но чаще отражается в договоре.

Так, например, ГК РФ обязательный досудебный порядок решения спора предусмотрен при расторжении договора аренды.

Если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель, перед тем как обратиться в суд, обязан направить арендатору предложение расторгнуть договор, а также письменное предупреждение о необходимости исполнения обязанности в разумный срок (ст.452 ГК РФ).

В зависимости от характера спора возможны различные варианты и правила его досудебного урегулирования. Однако существуют общие принципы претензионного порядка урегулирования таких споров. Так, при претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник должен дать ответ на это требование.

Претензия оформляется в простой письменной форме. Как правило, хозяйствующие субъекты сами устанавливают форму претензии. В настоящее время нет единых требований к оформлению такого документа.

Претензия должна быть составлена обязательно в письменной форме, ее должен подписать руководитель организации или иное лицо, на то уполномоченное учредительными документами организации.

Если в качестве предъявителя претензии выступает индивидуальный предприниматель, то он подписывает ее лично.

 В претензии указываются требования заявителя и обстоятельства, на которых основываются данные требования и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство или положения договора.

Обязательно должен быть зафиксирован факт получения другой стороной претензии. Сделать это можно, отправив ответчику заказное письмо с уведомлением о получении. Так же можно вручить претензию лично, оставив один экземпляр с подписью другой стороны у себя.

Срок рассмотрения претензии может быть предусмотрен законом или договором. Тот, к кому была предъявлена претензия, обязан сообщить заявителю о результатах рассмотрения претензии в необходимый срок.

Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя претензии с указанием срока представления.

При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается на основании имеющихся документов.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или иное лицо, на то уполномоченное учредительными документами организации, гражданином-предпринимателем.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, с уведомлением о получении для  фиксирования факта отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Судебныйпорядок решения спора

Когда все возможности досудебного разрешения спора исчерпаны, заинтересованная сторона может подать исковое заявление в соответствующий суд. В рамках гражданского судопроизводства в сфере охраны окружающей среды споры разрешаются в судах.

Краткое описание процедуры рассмотрения судебного дела в арбитражном суде:

1. Заинтересованное лицо обращается с исковым заявлением в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст.44 и 45 АПК РФ). Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст.35 АПК РФ).

2. Подготовка дела к судебному разбирательству (вызов сторон, предварительное судебное заседание, назначение дела к судебному разбирательству)(гл.14 АПК РФ).

3. Возможное примирение сторон и заключение мирового соглашения (гл.15 АПК РФ).

4. Непосредственно судебное разбирательство. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу (ст.152 АПК РФ).

5. Принятие решения судом. Решение арбитражного суда должно состоять из (ст.170 АПК РФ):

  • вводной (содержит наименование арбитражного суда, принявшего решение; состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дату и место принятия решения; предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий);
  • описательной (содержит краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле);
  • мотивировочной (должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам);
  • резолютивной части (должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета. Указываются порядок исполнения решения или меры по обеспечению его исполнения, если таковые были установлены судом).

В суде выявляется несовершенство правовой нормы, и судебная практика указывает на пути совершенствования законодательства. Повлиять на ситуацию можно только потоком исков и заявлений в суд, чтобы представители госорганов поняли, что любое неправомерное действие будет оспорено.

Ежедневно суды принимают большое количество решений по вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, но знать тенденции разрешения спорных ситуаций порой необходимо, для того чтобы принять верное решение.

Рассмотрим некоторые примеры судебной практики:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 N А75-8994/2012, Ф04-2904/2014

Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в силу отсутствия экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод в зоне влияния объектов размещения опасных отходов.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/razreshenie-ekologicheskih-sporov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.