Правовые условия привлечения к административной ответственности

Содержание

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Правовые условия привлечения к административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела — с момента обнаружения нарушения до вынесения постановления.

Административную ответственность в России регламентирует КоАП РФ и региональные законы, которые устанавливают ответственность в конкретных регионах. В Кодексе об административных правонарушениях закреплены условия, при наличии которых нарушителя могут наказать, а также возможные санкции.

Порядок привлечения к административной ответственности прописан в следующих статьях КоАП РФ:

  1. Ст. 2.1—фиксирует понятия «административная ответственность» и «административное правонарушение».
  2. Ст. 4.5 — определяет сроки давности, в течение которых возможно привлечение к ответственности. Общий срок составляет 2 месяца, если дело рассматривает должностное лицо, и 3 месяца, если дело рассматривает судья. Срок начинает исчисляться с момента совершения нарушения либо с момента его обнаружения должностным лицом, которое вправе привлечь к ответственности (зависит от конкретного нарушения). За некоторые правонарушения предусмотрены удлиненные сроки давности, например за бухгалтерские правонарушения срок давности равен двум годам.
  3. Ст. 28.2 КоАП РФ. Фиксирует правила составления протокола при выявлении административного нарушения. Оформлять документ должно должностное лицо, ведущее производство по делу. В некоторых случаях можно обойтись без протокола,например, протокол не оформляют, если нарушение зафиксировано камерой, либо если вы согласны с нарушением, и конкретная статья КоАП РФ позволяет не составлять протокол.
  4. Ст. 29.10 КоАП РФ. Определяет правила составления постановления по делу об административном правонарушении. На основании постановления назначается наказание по делу.
  5. Ст. 30.2 КоАП РФ. Определяет порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Основания для привлечения к ответственности

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Административная ответственность».

Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения.

Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет).

Поводы для возбуждения административного дела:

  • видеосъемка на автоматическую камеру;
  • обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
  • поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.

Кого могут привлечь к административной ответственности

К административной ответственности привлекают вменяемых физических лиц. На момент правонарушения человек должен достичь возраста 16 лет. Соответствующее правило закреплено в ст. 2.3 КоАП РФ.

Кроме того, некоторые виды наказаний не могут быть применены к определенным людям.

Например, штраф не назначается солдатам, проходящим военную службу по призыву, а к беременной женщине не могут применить наказание в виде ареста.

Применение обеспечительных мер

В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.

В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:

  1. Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
  2. Административное задержание.
  3. Досмотр личных вещей или транспортного средства.
  4. Изъятие вещей и документов.
  5. Отстранение от управления автомобилем.
  6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Перемещение машины на штрафстоянку.
  8. Временный запрет на ведение деятельности.
  9. Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
  10. Арест имущества.

Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.

Порядок возбуждения дела

Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:

  1. Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
  2. Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
  3. Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.

Кто может возбудить административное дело

Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.

3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно).

Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.

Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:

  • пожарная служба;
  • государственная инспекция труда;
  • антимонопольная служба;
  • Роспотребнадзор;
  • таможенные и пограничные органы;
  • федеральное казначейство;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура.

Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.

Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.

Итак, что нужно сделать:

  1. Понять, по какой статье вас привлекают.
  2. Уточнить, кто именно привлекает.
  3. Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
  4. Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).

Порядок рассмотрения дела

Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.

Работа ведется по следующей схеме:

  1. Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
  2. Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
  3. Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
  4. Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
  5. Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
  6. Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения регламентирует ст. 29.6 КоАП РФ. Период напрямую зависит от вида правонарушения. В классическом случае период составляет 15 дней (если дело рассматривает должностное лицо) и 2 месяца (если дело рассматривает судья). Срок исчисляется с момента получения госорганом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов.

Участники судебного разбирательства имеют право подавать ходатайства и участвовать в процессе. Допустимо продление срока рассмотрения дела на месяц. В этом случае выносят мотивированное определение. По некоторым статьям пролонгация срока не допускается.

Если в результате правонарушения необходимо применить арест или выдворение, дело рассматривают в день получения протокола. Когда человека арестовали, у административного органа есть 48 часов, чтобы вынести решение.

Вынесение решения о привлечении к административной ответственности

Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.

Правила составления перечислены в ст. 29.10 КоАП РФ. В документе фиксируют:

  • сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
  • информацию о дате и месте рассмотрения дела;
  • данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
  • сведения об установленных обстоятельствах;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
  • срок, предоставляемый на обжалование.

Как обжаловать решение

В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.

Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.

На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.

Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:

  • оставляют постановление без изменения;
  • вносят изменения в документ;
  • отменяют постановление и прекращают производство по делу;
  • отменяют постановление и возобновляют дело;
  • отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.

Повторное привлечение к административной ответственности

Административное наказание применяют, чтобы побудить гражданина соблюдать закон и пресечь совершение повторных нарушений. На практике повторные нарушения допускают довольно часто. В этом случае наказание более суровое.

Если лицо в течение года после привлечения к ответственности совершит такое же или похожее нарушение, это отягчающее обстоятельство, которое увеличит наказание. Кроме того, в некоторых статьях КоАП РФ предусмотрена более суровая ответственность за повторные нарушения.

А некоторые повторные административные правонарушения переходят в сферу уголовного права. Например, повторное управление машиной в пьяном виде — это уже уголовное преступление.

***

Таким образом, общий порядок привлечения к административной ответственности строго регламентирован. Все правила закрепляет КоАП РФ. Существенные нарушения процедуры могут стать основанием для освобождения вас от административной ответственности.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Административные правонарушения и ответственность».

Источник: https://pravobez.ru/articles/Obshchii-poriadok-privlecheniia-k-administrativnoi-otvetstvennosti-86667.html

О порядке привлечения к административной ответственности

Правовые условия привлечения к административной ответственности

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Основания и условия административной ответственности

Правовые условия привлечения к административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное.

Юридическое основание административной ответственности – это система норм административного права, регулирующих ответственность;

Фактическое основание административной ответственности – это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальное основание административно ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Условия привлечения к административной ответственности:

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими её) является наличие или, соответственно, отсутствие следующих обстоятельств:

1) умышленная или неосторожная вина (ст. 2.2 КоАП РФ);

– Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

– Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

– Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

2) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);

– административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

– с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В настоящее время названные комиссии действуют на основе ФЗ от 24 июня 1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер.

3) соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ):

– постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

– при длящемся административном правонарушении сроки, перечисленные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

– за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

– в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

– в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4) состояние крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

– не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

– не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

6) смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ);

обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

– судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеперечисленные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Источник: https://studopedia.ru/5_164314_osnovaniya-i-usloviya-administrativnoy-otvetstvennosti.html

newinspire

Правовые условия привлечения к административной ответственности

Основания административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания.

Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение характеризуется следующими обязательными признаками:

во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условия административной ответственности

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.

3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.

3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния.

При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко.

Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/763-osnovaniya-i-usloviya-administrativnoj-otvetstvennosti.html

4.Условия административной ответственности

Правовые условия привлечения к административной ответственности

Условияадминистративной ответственности –это совокупность обстоятельств, наличиеили отсутствие которых обусловливаетнаступление административнойответственности.

  1. Наличие события административного правонарушения.

  2. Наличие состава административного правонарушения.

  3. Достижение возраста административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, которое достигло возраста 16 лет (на момент совершения правонарушения).

  4. Вменяемость лица (ст.2.8).

  5. Вина.

  6. Наличие государственной регистрации (для юридических лиц).

  7. Отсутствие закона, устраняющего противоправность деяний.

  8. Недопущение многократного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние.

Тема 3: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности

План:

  1. Понятие и признаки административной ответственности. Отграничение административных правонарушений от других противоправных деяний.

  2. Понятие и признаки состава административного правонарушения.

1.Частью1 ст.2.1 дано понятие административногоправонарушения. Признаки:

  1. Противоправность

  2. Виновность

  3. Административная наказуемость

  4. Общественная вредность.

2.Взаконодательстве понятие составаадминистративного нарушения неопределено, однако, наука его выработала.

Под составом административногоправонарушения в литературе понимаютсовокупность объективных и субъективныхпризнаков, которые позволяют определитьконкретное административное правонарушение.

Если признаки административногоправонарушения отграничивают его отдругих противоправных деяний, то признакисостава правонарушения позволяютвыявить определенное административноеправонарушение среди других административныхправонарушений.

Классическийсостав административных нарушенийпредставлен четырьмя элементами:

  1. Объект

  2. Объективная сторона

  3. Субъект

  4. Субъективная сторона

Объект– это то, на что направлено, на чтопосягает административное правонарушение.В литературе традиционно выделяютобъекты: общий, родовой, видовой,непосредственный.

Общимобъектом являются все общественныеотношения, на которые посягаетадминистративное правонарушение вцелом.

Родовойобъект – это однородная группаобщественных отношений, на которыепосягают определенные административныеправонарушения. Родовой объект обозначенв названиях глав Особенной части КоАПи законах субъектов федерации.

Видовойобъект – более узкая группа однородныхобщественных отношений.

Непосредственныйобъект – общественные отношения, накоторые посягает конкретное административноеправонарушение.

Объективнаясторонахарактеризует внешнюю формувыражения противоправного деяния(действия или бездействия). Действие –активное поведение, которое заключаетсяв нарушении запретов, а бездействие –это пассивное поведение субъекта,которое выражается в невыполнениипредписаний.

Законом могут предусматриватьсядругие дополнительные квалифицирующиепризнаки. Эти признаки являютсяобязательными для квалификации деяний.

К ним можно отнести: последствия,причинно-следственная связь междудеянием и последствием, время, место,способ, обстановка, средства, орудия,предмет и т.д.

Признакомобъективной стороны состава правонарушения,совершенного юридическим лицом, являетсяего вина. Поскольку юридическое лицосчитается неодушевленным предметом,постольку его вину нельзя определятьчерез психическое отношение к содеянному.Вина юридического лица описывается вч.2 ст.2.1 КоАП и состоит из элементов:

  1. Наличие и возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

  2. Непринятие мер юридическим лицом по недопущению нарушений этих правил и норм.

Притакой конструкции вины юридическоголица происходит объективное вменениеи принцип презумпции невиновности нераспространяется на юридических лиц.

Субъекты– физические и юридические лица.

Субъективнаясторона– определяет внутреннююсторону, отношение к правонарушению.Сознательно-волевое психическоеотношение к содеянному и последствиям.

Основнымпризнаком субъективной стороны являетсявина. Формы вины физического лицаопределены в ст. 2.2 КоАП, выражаются ввиде умысла и неосторожности.Дополнительными квалифицирующимипризнаками являются мотив и цель. Такимобразом, состав административногоправонарушения, совершенного физическимлицом, является четырехэлементным, асовершенного юридическим лицомтрехэлементным.

Видысоставов административного правонарушения:

  1. По наличию последствий:

    1. Формальные (выражаются в нарушении правил без наступления материальных последствий).

    2. Материальные (характеризуются наличием материальных последствий в объективной стороне).От материальных составов следует отличать формальные составы, в результате которых был причинен вред.

  2. По длительности совершения правонарушения:

    1. Одномоментные (обычные). Это правонарушения, которые оканчиваются в момент их совершения. Для них моменты фактического и юридического окончания совпадают. Фактическое окончание – означает, что правонарушения больше не совершается. Юридическое окончание – означает, что деяние имеет признаки состава административного правонарушения.

    2. Длящиеся. Кодекс выделяет длящиеся правонарушения, но понятия им не дает. Определение длящегося правонарушения в настоящее время дано в Постановлении Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005г №5 «о некоторых вопросах применения судьями КоАП». В п.

      14 постановления определено, что длящееся правонарушение заключается в продолжительном неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицом возложенных на него законом обязанностей. При этом, неисполнение обязанностей к определенному сроку не является длящимся правонарушением.

      У длящихся правонарушений моменты фактического и юридического окончания не совпадают. Юридически оконченное длящееся правонарушение фактически оканчивается в следующих случаях:

      1. Добровольное прекращение

      2. Обнаружение правонарушения уполномоченными должностными лицами и органами

      3. По независящим объективным причинам

    3. Продолжаемые. Это совокупность самостоятельных однородных правонарушений, объединенных единой целью .

  3. По множественности совершения правонарушений. Повторность является обстоятельством отягчающим ответственность, однако следует разделять понятия однородное и аналогичное правонарушение.

    1. Однородное – имеющее единый родовой объект.

    2. Аналогичное правонарушение – это правонарушение, предусмотренное ст.5.27 КоАП, которое является таким же, что и ранее совершенные.

Множественныеправонарушения– это правонарушения,которые были совершены одновременноодним деянием. В этом случае, если деянияпредусмотрены различными статьями, ноподведомственны одному органу, то лицопривлекается по строгой санкции. Еслилицо совершает различные правонарушенияв разное время, то он несет административнуюответственность самостоятельно закаждое деяние.

Источник: https://studfile.net/preview/2852098/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть