Право на воспроизведение

Статья 1270 ГК РФ. Исключительное право на произведение

Право на воспроизведение

1.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

См. все связанные документы >>>

< Статья 1269. Право на отзыв Статья 1271. Знак охраны авторского права >

1. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности заключается в праве использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Способы использования произведения, перечисленные в п. 2 ст.

1270, являются лишь ориентирами (на это указывает, например, употребление слов “в том числе” в п. 1 и “в частности” в п.

2); их перечень не исчерпывающий, в связи с чем автор или его правопреемник может запрещать использование произведения и способами, не названными прямо в этой статье, в том числе и теми, которые могут появиться в будущем.

Не имеют значения характер использования, его цели и мотивы. Даже если произведение используется в общественно полезных целях, использование носит некоммерческий характер и т.п., согласие правообладателя получать необходимо.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-4/Razdel-VII/Glava-70/Statya-1270/

Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика

Право на воспроизведение

Морозова, А. А. Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика / А. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69889/ (дата обращения: 16.12.2020).



В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК РФ, воспроизведение произведения — это «изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения». Здесь важно подчеркнуть, что запись произведения, которая была сделана на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и является составляющей неотъемлемой и существенной частью технологического процесса, имеющей единственную цель правомерного использования этой записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Данное право также закреплено и на международном уровне. Согласно Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме.

В ряде стран Евросоюза такое воспроизведение осуществляется только в определенных случаях и при определенных условиях. Как указывал Усов Герман Владимирович, такое воспроизведение не должно наносить ущерба нормальному использованию произведения и не в коем случае не ущемлять законные интересы автора [1].

Весьма интересным является то, что воспроизведение произведения может осуществляться в любой форме, в том числе на пригласительных билетах, программках театров, меню, карте вин.

Одним из таких уникальных способов является репродуцирование, под которым понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемое не в целях издания. В одной из своих работ Данилина Е.

А указывала, что «закон позволяет факсимильное воспроизведение с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях переиздания [2]. Данная правовая норма запрещает репродуцировать книги и нотные тексты полностью, что достаточно редко встречается в учебной работе. При этом частичное репродуцирование возможно для личных целей».

Например, частичное заимствование песни, которая в дальнейшем будет использована в качестве заставки в кино.

Здесь важно подчеркнуть, что нарушением в данном случае будет изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра, либо неправомерное доведение до всеобщего сведения (в том числе неправомерное размещение в сети Интернет). Например: Красногорский городской суд Московской области признал виновным владельца подпольных онлайн-кинотеатров и приговорил его к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. Житель Подмосковья организовал сеть пиратских сайтов, куда выкладывал контрафактные фильмы и сериалы, а также создал десятки их «зеркал». На каждом из сайтов было больше 10 тыс. фильмов и сериалов, среди которых были новинки и популярные картины [3].

Необходимо также отметить случаи, когда согласно закону допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ГК РФ) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Говоря о праве на распространение, следует сказать, что оно распространяется как собственно на оригинал, так и на сам уже экземпляр.

Как указывалось в обзоре Арбитражной практики, под экземпляром произведения следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме, в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе (CD — и DVD-диске, MP3-носителе и др.) [4].

На сегодняшний день нарушения права на распространение аудиовизуального произведения являются одними из самых многочисленных как в правоприменительной практике.

Согласно положению статьи 494 ГК РФ использование исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу [5]. Президиумом было установлено, что нарушением является распространение экземпляров произведений, приобретенных у лица, не обладающего правом на их распространение.

В обоснование приведенных выше аргументов представляется возможным привести в пример одно из самых громких дел о незаконном размещении в сети Интернет фильмом и мультфильмов. Семейная пара москвичей много лет занималась незаконным распространением фильмов.

Контрафактные копии закупались на территории республики Украина, где, как повелось, все новинки выходят на несколько месяцев ранее. Супруги осуществляли дублирование на русский язык и начинали продавать кино в массы.

Ущерб от данной деятельности составил около 38 миллиардов рублей, примерно по 1 миллиарду за каждый фильм. Всего было выложено около 30 фильмов. Также сюда включили и упущенную выгоду.

Одна из кинокомпаний рассказала, как считали упущенную выгоду, а именно количество нелегальных просмотров можно умножить на стоимость кино билета или DVD — диска или же по количеству людей, которые воспользовались этим нежелательным контентом [6].

Ответчик, ссылаясь на то, что ценный подарок, который должен быть вручен истцу, является платой за дальнейшее использование его произведения. Суд не согласился с позицией ответчика, поскольку из статей ГК РФ, регулирующих публичный конкурс, следует обратное. В связи с изложенным, суд принял решение о взыскании с ответчика компенсации в размере 1500 МРОТ» [7].

На сегодняшний день ни одна страна мирового сообщества не располагает достаточным набором и количеством ресурсов, способных полностью удовлетворять потребности населения. Увеличивая производство различных товаров и продавая их в другие страны, государство увеличивает свое национальное производство.

Понятие импорт весьма многогранно и имеет большое количество подходов к его сущности. Парасоцкая Н.Н писала, что импорт — это ввоз в страну различных товаров, работ, услуг, капиталов для реализации на внутреннем рынке страны [8]. Мотылькова А.

В в свою очередь указывала, что право на импорт— это право осуществлять или разрешать ввоз экземпляров произведения из-за границы в целях его дальнейшего распространения [9].

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им аудиовизуального произведения, которые изготовлены за границей.

Анализируя право на импорт можно сказать, что: во-первых, данное право является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя; во-вторых, право на импорт распространяется на экземпляры произведения именно в целях распространения.

В данном случае необходимо сказать, что если импортируемые товары являются контрафактными, то это будет нарушением законодательства, а также правообладатель вправе защищать свои права. В одной из своих работ профессор Карданов В.А писал, что контрафактными произведениями являются неоригинальные произведения, распространенные злоумышленниками [10].

В последнее время все чаще приобретает значимость так называемый «параллельный импорт». Параллельный, или как его еще называют, «серый» импорт — явление, все больше привлекающее в последнее время внимание специалистов в области охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. «Параллельным импортом» именуют ввоз оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, на территорию иного государства другими лицами без специального разрешения правообладателя на осуществление такого ввоза. Иными словами, с введением товара в гражданский оборот правообладатель утрачивает право контроля и последующей пере продажи товара и иными формами его коммерческого использования [11].

Литература:

  1. Усов Г. В. Правовое регулирование и защита интеллектуальной собственности во Франции. Вестник нижегородской академии МВД России, 2014, № 3 (27).
  2. Данилина Е. А. Воспроизведение авторских текстов в учебной литературе: традиции и проблемы. 2013 г.
  3. https://www.rbc.ru/society/20/12/2019/5dfc2c999a79476f8d088575
  4. Обзор Арбитражной практики: «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака. 2007 г.
  5. Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».
  6. https://www.1tv.ru/news/2011–10–27/116480 vpervye_v_rossii_do_suda_doshlo_delo_o_nezakonnom_razmeschenii_v_internete_filmov.

Источник: https://moluch.ru/archive/309/69889/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Право на воспроизведение

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора.

После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

  • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
  • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
  • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
  • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
  • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
  • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

  1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

    При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

    Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

  2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

  • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;
  • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;
  • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

  • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;
  • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;
  • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Исключительное авторское право: подробности для бухгалтера

  • Селебрити, актеры, исполнители в рекламной кампании: некоторые правовые и налоговые нюансы … доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных …
  • Нематериальные активы организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности … -1 указано, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах … : C;
    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    года первого опубликования произведения».
    Так … экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
    публично … -1. В частности обладатели исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору … , промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Создание интернет-сайта … примера.
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …
  • Создание интернет-сайта … сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное … возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта …
  • Учет и налогообложение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Учет расходов на приобретение авторских прав у издательства для целей бухгалтерского и налогового … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Создал web-сайт? Учти расходы! … на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе …
  • Учет товарных знаков … изобретение, промышленный образец, полезную модель;исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Объект налогообложения по упрощенной системе налогообложения … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ … образец, полезную модель
    Фирменные наименования
    Исключительное авторское право или право иного правообладателя на …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    –    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Учет расходов организации на создание Интернет – сайта … сайту
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/isklyuchitelnoe_avtorskoe_pravo.html

Право на воспроизведение

Право на воспроизведение

Понятие «воспроизведение объектов интеллектуальной собственно­сти» является одним из важнейших в системе интеллектуальной собствен­ности и как правовая категория возникло вместе с авторским правом. Авторское право, или copyright, — это право копирования. Впоследствии ко­пирование книг, в которых воплощены произведения, стали называть вос­произведением произведений.

Поскольку копирование является одним из основных использований объектов интеллектуальной собственности, в законодательстве большин­ства стран давно введено право на воспроизведение. На международном уровне это право признается Бернской конвенцией с 1967 г.

Одну из при­чин столь позднего признания этого права объясняют трудностями выра­ботки понятия такого права, которое должно быть достаточно общим, но в то же время и конкретным. В настоящее время полагают, что таким требо­ваниям удовлетворяет содержание ст.

9(1) Бернской конвенции1. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фоно­граммам установили, что право на воспроизведение применимо в цифро­вой среде и к использованию объектов в цифровой форме2.

Другими слова­ми, право на воспроизведение может быть определено следующим образом.

Право на воспроизведение — это исключительное право на воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или любой иной форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом.

Естественно, не каждый объект авторского права или смежных прав допускает воспроизведение всеми способами и в любой форме, поскольку способ и форма воспроизведения определяются видом объекта. Например, воспроизведением не может считаться публичное исполнение произведе­ния хотя бы потому, что это исполнение, а не произведение.

Исключительная широта понятия «право на воспроизведение» означа­ет, что существует множество форм воспроизведений как объектов автор­ского права, так и смежных прав. Рассмотрим некоторые из них.

Репродуцирование. Законодательство ряда стран содержит нормы в отно­шении репродуцирования произведений, под которым понимают факси­мильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемых не в целях издания (см. ст. 1275(2) Гражданского кодекса Российской Федерации). Следует признать, что это одно из наименее удач­ных правовых определений.

1 Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.: Рес­
публика, 1993. Ст. 27(1). С. 22.

2 См. там же. С. 34.

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­
ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 17.

2 См.: Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении
договора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 20.

У

118 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

Во-первых, репродуцирование — это прямая транслитерация анг­лийского слова «reproduction», которое переводится как «воспроизведение». Поэтому определять воспроизведение через воспроизведение — это тавто­логия.

Во-вторых, упоминание особого вида воспроизведения (факсимиль­ного) ничего не меняет, поскольку факсимиле — это точное воспроизведе­ние объекта (рукописи, документа, изображения и т. д.), а репрография — это воспроизведение с помощью копировально-множительного обо­рудования.

Все это означает, что обычно под репрографией понимается копирова­ние объектов с помощью копировально-множительного оборудования.

Действительный смысл понятия «репродуцирование» легко устано­вить из обычно используемой в законодательстве оговорки, что «репрогра­фическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизве­дение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме».

Если учесть, что массовое оптическое копирование уже не существует, а машиночитаемая и электронная фор­ма — это фактически цифровая форма, то сделанная оговорка означает, что репродуцирование является воспроизведением объекта не в цифровой форме, а в аналоговой.

Итак, необходимо признать такое определение.

Репродуцирование — это воспроизведение некоторых объектов автор­ского права в аналоговой форме с помощью копировально-множитель­ных и иных устройств.

Другими словами, если сделана аналоговая копия объекта на бумаге — это репродуцирование, а если сделана цифровая копия, например с помо­щью сканера, цифрового фотоаппарата и т. д., — это воспроизведение.

Обнародование произведения. Как уже отмечалось в § 2.7, под обнародо­ванием произведения понимается любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения. К обнародо­ванию прежде всего относится опубликование произведения. С другой стороны, обнародование произведения — это его воспроизведение.

Дело в том, что автор передает издательству для издания (обнародования) свое произведение, представляющее собой рукопись. Воплощение этого же произведения в книгах или иных изданиях — это и есть воспроизведение произведения в иной форме. С этой точки зрения право на обнародование произведения это частный случай права на воспроизведение.

Как в ст. 15(1) Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», так и в ст. 1255(1) Гражданского кодекса Российской Федерации право на обнародование отнесено к числу личных неимущест­венных прав.

Бернская конвенция не содержит права на обнародование, однако при ее пересмотре в 1928 г. предлагалось ввести аналогичное право. Предпола­галось, что право на разглашение произведения позволило бы защитить инте-

§ 4.4. Право на воспроизведение • 119

ресы автора, поскольку никто иной не имел права обнародовать произве-■ение без согласия автора даже по решению суда, например для покрытия долгов или по иным причинам, и в интересах других лиц. Однако «предло­жение включить право на разглашение в Конвенцию не нашло поддержки И на более поздних конференциях по пересмотру не обсуждалось»'.

Несмотря на это, право на разглашение как право на обнародование Включено в законодательство Российской Федерации. Противоречивый Характер права на обнародование следует из ст.

1267(1), в которой установ­лено, что «авторство, имя автора и неприкосновенность произведения ох­раняются бессрочно». Следовательно, все иные права не охраняются бес­срочно, т. е.

срок действия права на обнародование такой же, как и любого иного исключительного авторского права.

Наделение автора правом на обнародование является формальным, Поскольку автор не может им воспользоваться.

Например, если автор за­ключил договор на обнародование произведения, то он воспользовался Своим исключительным правом на использование своего произведения од­ним из возможных способов (посредством воспроизведения) и никакого Иного права ему не нужно для обнародования своего произведения. Таким образом, право на обнародование, по существу, совпадает с исключительным правом на воспроизведение и является излишним.

Сейчас трудно восстановить логику разработчиков, введших право на обнародование.

Возможно, это была попытка оградить автора от произво­ла организаций, заключивших договор на обнародование произведения, Но по тем или иным причинам не выполнивших своих обязательств.

Пред­полагалось, что включение права на обнародование в число личных не­имущественных прав улучшит правовое и материальное положение авто­ра, однако в действительности это привело к введению мертворожденных норм и к противоречивости законодательства.

Отзыв произведения. В ст. 1255(3) и 1269 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации декларируется право автора на отзыв произведения для отказа от ранее принятого решения об обнародовании.

Введение права на отзыв является еще менее обоснованным, чем вве­дение права на обнародование произведения. Дело в том, что право на от­зыв может возникнуть, когда автор уже воспользовался своим правом на воспроизведение произведения и заключил соответствующий договор на его обнародование.

Вполне возможно, что автор хотел бы отозвать произ­ведение, когда оно уже было издано и направлено в торговую сеть. Право отзыва означает, что, игнорируя условия договора на обнародование про­изведения, автор может потребовать изъятия своего произведения из всех торговых организаций.

Однако издательство в соответствии с договором

Международные конвенции об авторском праве. 1982. С. 61—62.

120 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

§ 4.6. Право на распространение • 121

с автором уже понесло издержки по обнародованию произведения, и право на отзыв ставит издательство в разорительное положение.

Понимая абсурдность права на отзыв, разработчики вместо отказа от этого права переложили ответственность на автора за реализацию ему же предоставленного права, поскольку автор обязан возместить пользователю причиненные его решением (отзывом произведения) убытки. Если произ­ведение уже было обнародовано, то автор обязан публично оповестить об отзыве произведения.

Бернская конвенция право на отзыв не признает, не было аналогич­ных положений и в ранее действовавших гражданских кодексах союзных республик.

Более того, такое право вообще не допускалось, поскольку ус­танавливалось, что согласие автора, данное при заключении авторского дого­вора, не может быть отозвано в одностороннем порядке.

Поскольку речь идет о договоре на обнародование произведения, никакого отзыва произ­ведений гражданское законодательство не допускало.

Запись исполнений. Римская конвенция, Соглашение ТРИПС и Дого­вор ВОИС по исполнениям и фонограммам наделили исполнителей пра­вом на запись незаписанных исполнений.

Такое право вводится как отдельное право, в отличие от права на запись записанных исполнений, которое пред­ставляет собой право на воспроизведение записанного исполнения.

В дейст­вительности же это не так, поскольку запись исполнения — это воспроиз­ведение изображений и звуков, создаваемых исполнением.

Большинство исполнений не являются индивидуальными и осущест­вляются коллективами исполнителей как самостоятельно, так и в условиях выполнения служебных обязанностей или служебных заданий тех или иных учреждений или организаций культуры — театров, филармоний, иных сценических площадок. Очень многие исполнения являются служеб­ными и право на запись исполнений принадлежит не исполнителям, а иным лицам — руководителям коллективов исполнителей, театров, фи­лармоний и т. д.

Право на запись исполнений означает, что никто не имеет права запи­сывать любое исполнение без разрешения лиц, которым принадлежит исклю­чительное право на исполнение. Поэтому любая запись исполнения, в том числе «любительская» или «бутлегерство» (bootlegging), считается неправо­мерной.

Источник: https://studopedia.ru/7_127016_pravo-na-vosproizvedenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть