Подведомственность что это такое

Подведомственность гражданских дел

Подведомственность что это такое

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав.

Исходя из того, что в Российской Федерации существует несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними круга ведения (предметной компетенции), т. е. объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов.

Традиционно подведомственность рассматривают как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Обычно выделяют следующие виды судебной подведомственности: исключительную, альтернативную, договорную, условную и подведомственность по связи исковых требований.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотрено только судом (общим или арбитражным) и решение дела иным органом исключается.

Например, только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; о восстановлении на работе и т. д.

Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела о несостоятельности (банкротстве).

Альтернативной принято называть подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации.

Например, если гражданин считает, что действиями должностного лица нарушены его права и свободы, он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой как в суд, так и к вышестоящему должностному лицу.

При этом использование административного порядка разрешения спора не лишает лицо права на последующее обращение в суд.

Договорная подведомственность предоставляет возможность выбора органа, разрешающего спор, однако использование данного вида судебной подведомственности происходит по взаимному согласию сторон путем заключения договора о передаче спора на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов в качестве необходимого условия их подведомственности суду выступает соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения.

Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Подведомственность по связи исковых требований – когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое – арбитражному суду.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства используются установленные в законе правила.

Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, например, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т. д. (ст. 122 ГПК РФ). Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т. д. В законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.

47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.

46 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ).

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/21259/889/lecture/32182

Понятие подведомственности. Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции

Подведомственность что это такое

Дело может быть возбуждено только в том случае, если его рассмотрение и разрешение отнесены к компетенции суда или, как это принято называть в российском процессуальном праве, его подведомственности.

Объективная необходимость существования института подведомственности состоит в том, что в любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать конфликты юридического характера, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Подведомственность гражданского дела является необходимым и безусловным основанием возникновения процесса по делу и рассмотрения его судом. Граница, определенная подведомственностью, считается для времени возбуждения гражданского дела твердой и определенной, поэтому она и может иметь значение предпосылки права на доступ к правосудию.

Понятию подведомственности в юридической литературе уделялось достаточно много внимания. Однако до сих пор в литературе не сложилось единого подхода к определению содержания данного правового института.

В широком смысле понятие подведомственности охватывает совокупность вопросов, которые в силу закона или подзаконного правового акта должны разрешаться тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления[285].

Такое понятие подведомственности во многом схоже с тем, которое было выработано в дореволюционной литературе.

По сути, как таковой подведомственности в процессуальном законодательстве дореволюционного периода сформулировано не было. Однако существовал институт “ведомства”, который определял круг дел, подлежащих рассмотрению в том или ином органе.

Институт подведомственности в советском гражданском процессе был связан с деятельностью государственных и общественных органов, поэтому подведомственность дел судебным органам понимали как “разграничение компетенции между ними, с одной стороны, и иными государственными и общественными органами – с другой, по рассмотрению и разрешению гражданских дел”[286]. Современное российское законодательство, основанное на Конституции РФ и международных стандартах, закрепило правило о том, что правосудие может осуществлять только суд.

В литературе понятие “подведомственность” употребляется в различных смыслах:

а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;

г) как предпосылка права на обращение в суд

Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дел.

По мнению Ю.К.

Осипова, “институт подведомственности в правовом регулировании общественных отношений играет роль распределительного механизма, с помощью которого государство обеспечивает подключение к нему различных форм разрешения юридических дел в соответствии с характером тех общественных отношений, из которых эти дела возникают. Действие этого механизма обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение указанных в законе органов”[287].

Указанный автор определяет подведомственность как «круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера»[288].

Д.Н. Бахрах справедливо указывает на то, что «подведомственность – неотъемлемая часть компетенции. В то же время это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима.

Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права.

Для лидирующих субъектов подведомственность – это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д.

Она определяет предметные, территориальные границы полномочий. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия»[289].

По мнению В.В. Яркова «подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами»[290]

Таким образом, подведомственность-это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации.

Сходный характер с категорией подведомственности имеет термин «подсудность».

В отличие от подведомственности, которая регулирует относимость юридических дел к различным юрисдикционым органам, подсудность является категорией более узкого порядка, поскольку распределяет дела только между различными судами, притом не всеми, а входящими в одну систему судов (например, судов общей юрисдикции или арбитражных судов)[291].

Правовую основу института подведомственности составляет ст. 46 Конституции РФ. Из нее следует:

а) все дела по спорам о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц подведомственны судам без каких-либо ограничений, т.е. независимо от того, имеется ли специальная норма, устанавливающая или исключающая такую подведомственность;

б) другие дела, в которых нет спора о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов, подведомственны судам лишь в случаях, предусмотренных законом. К последним, например, можно отнести дела об усыновлении (удочерении), переданные в подведомственность судов общей юрисдикции Федеральным законом, принятым 18 июля 1996 г., дополнившим ГПК РСФСР 1964 г. гл. 29.1 (в ГПК РФ – гл. 29).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан были изложены следующие правовые позиции.

В соответствии со ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи со ст. ст. 17 (ч. ч. 1, 2), 15 (ч. 1) Конституции РФ, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года каждому принадлежит право на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда, означающее, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.

Законом должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е.

дискреционным полномочием правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона[292].

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г №13-П по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона.

“О прокуратуре Российской Федерации” сказано, что из Конституции РФ вытекает принцип правосудия, в силу которого надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, компетенция которого определена законом, обосновывающим как разграничение видов судебной юрисдикции, так и определение предметной, территориальной и инстанционной подсудности. Необходимость определения законом надлежащего суда для каждого дела исключает нечеткое или расширительное определение судебной компетенции, допускающее ее произвольное истолкование правоприменителем.

Неограниченность права на судебную защиту и устройство судебной системы Российской Федерации (наличие в ней двух самостоятельных подсистем: судов общей юрисдикции и арбитражных судов, – а также обособленного органа, не имеющего “своей” подсистемы, – Конституционного Суда РФ) требует особой четкости в регулировании института подведомственности дел судам – в разграничении предметной компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также между этими судами и Конституционным Судом РФ[293].

Общее правило разграничения подведомственности гражданских дел между судами вытекает из особенностей судебной системы Российской Федерации.

ФКЗ «О судебной системе» в ст.4 устанавливает следующую систему судов в РФ:

1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды рассматривают экономические споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

3) система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ.

Особенность судебной системы состоит в том, что Конституционный Суд РФ и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению.

Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции указанных судов.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Исходя из этого, в указанной статье приведен лишь примерный перечень наиболее распространенных категорий дел, подведомственных судам общей юрисдикции, с участием самых разнообразных субъектов (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических правоотношений.

Этот перечень не является исчерпывающим. Судам общей юрисдикции подведомственны и другие исковые дела, которые могут возникнуть из каких-либо иных правоотношений, не перечисленных в ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17.06.

2013 N 974-О указал на то, что федеральный законодатель, установив в статье 22 ГПК Российской Федерации категории дел, разрешение которых отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, конкретизировал тем самым статью 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому оспариваемое законоположение, относящее к подведомственности судов общей юрисдикции исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, не является неопределенным и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан[294].



Источник: https://infopedia.su/19x4110.html

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

Подведомственность что это такое

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

отнесение вопроса к ведению того или иного государственного органа, органа местного самоуправления.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Источник: Большой юридический словарь

Подведомственность

разграничение компетенции по рассмотрению дел судами и иными органами. Например, споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, подведомственный суду. Споры, возникающие из гражданских правоотношений, между юридическими лицами подведомственны арбитражному суду.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Подведомственность

1) относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов; 2) свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами; 3) круг дел, отнесенных к компетенции определенного юрисдикционного органа, т.е. его предметная компетенция. Классификация подведомственности проводится, прежде всего, по количеству юрисдикционных органов, правомочных по закону рассматривать тот или иной спор. Различаются исключительная и множественная подведомственность. Под исключительной понимается подведомственность, при которой правом рассмотрения той или иной категории дел обладает лишь один указанный в законе юрисдикционный орган. Множественной называют подведомственность, при которой допускается рассмотрение одного и того же спора несколькими юрисдикционными органами или путем использования различных процедур урегулирования правового конфликта (как правило, судебной и несудебной). В зависимости от способа выбора одного из нескольких органов, компетентных рассматривать спор, выделяют пять видов общей (множественной) подведомственности: императивную; альтернативную; смешанную; договорную; условную. Императивная подведомственность характеризуется обязательным рассмотрением дела несколькими юрисдикционными органами в определенной последовательности. Альтернативная подведомственность характеризуется правом лица, ищущего защиты своих прав, выбрать юрисдикционный орган. Для смешанной подведомственности характерно сочетание элементов императивной и альтернативной подведомственности. Такое сочетание позволяет заинтересованному лицу прибегнуть к судебной защите в случае, когда применение административной процедуры (например, обжалования незаконных действий должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу) не принесло ему желаемого результата. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон (например, о разрешении спора третейским судом). При условной подведомственности право обращения заинтересованного лица в суд за разрешением возникшего спора ставится по закону в зависимость от наступления определенного юридического факта, не связанного, однако, с обращением истца в какой-либо юрисдикционный орган или применением досудебного порядка урегулирования правового конфликта.

Источник: Правоведение. Учебно-методический комплекс

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из гражданских, административных, семейных, трудовых, финансовых, земельных и т.п. правоотношений. П. позволяет разграничить круг дел, отнесенных и компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Основными критериями разграничения являются субъектный состав и характер спорного правоотношения (предмет). Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется законодательством о судах общей юрисдикции и арбитражных судах, ГПК РСФСР и АПК РФ.

По субъектному составу к ведению судов общей юрисдикции отнесены, как общее правило, дела, участниками которых хотя бы на одной стороне являются граждане. Применительно к предметной компетенции к ведению судов общей юрисдикции отнесены дела искового производства; дела, возникающие из административно- правовых отношений, и дела особого производства.

В порядке искового производства суд общей юрисдикции рассматривает дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов (ГПК РСФСР, п. 1 ст. 25).

В данном случае действует принцип, согласно которому к компетенции указанных судов отнесены все споры, возникающие из перечисленных отношений, если хотя бы одной их стороной является гражданин. Не подлежат рассмотрению только те дела, которые отнесены к ведению иных органов. В основе П.

дел, возникающих из административно- правовых отношений, лежит противоположный принцип: суд общей юрисдикции рассматривает только те дела, которые прямо отнесены законом к его компетенции (ГПК РСФСР, ст. 231).

Многие из этих дел предусмотрены непосредственно в ГПК РСФСР: жалобы на действия административных органов или должностных лиц; жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; дела о взыскании с граждан недоимки по налогам и др. дела, перечисленные в ст.

2 ГПК РСФСР Суд общей юрисдикции рассматривает также дела, в которых отсутствует спор. Это так называемые дела особого производства. В их числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; признание имущества бесхозяйным и др. дела, перечисленные в ст. 245 ГПК РСФСР.

Суды общей юрисдикции рассматривают также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Арбитражным судам подведомственны дела, участниками которых являются юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть участниками арбитражного судопроизводства в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами. Если иное не предусмотрено международным договором РФ, участниками арбитражного процесса могут быть иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. По характеру рассматриваемых дел к ведению арбитражного суда отнесены экономические споры; дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан- предпринимателей [см. Дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде]. Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

отнесение определенного круга споров о праве и иных дел к ведению различных государственных органов, в том числе судов, арбитражных судов и третейских судов.Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;5)дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов напринудительное исполнение решений третейских судов;6)дела о признании и приведении в исполнениерешений иностранных судов и иностранныхарбитражных решений.Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.Судам подведомственны дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ст. 22 ГПК РФ).Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу (постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»),Подведомственность заявленного требования суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.По общему правилу гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица (постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»).

См. Подсудность.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

Источник: https://determiner.ru/termin/podvedomstvennost.html

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности

Подведомственность что это такое

Проведение гражданского судебного процесса имеет собственные отличительные особенности, термины. Одни из самых основополагающих – понятие подведомственности и подсудности. Мы разберем значения данных терминов, их разновидности, отличительные особенности. Начнем с первого понятия.

О подведомственности

Мы рассматриваем подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Что это?

Подведомственность – относимость споров и иного рода юридических дел, нуждающихся во властно-государственном рассмотрении, к ведению определенного государственного (или какого-либо иного) органа.

Подведомственность – конкретное свойство юридических дел, по которому они будут подлежать рассмотрению юрисдикционными определенными органами.

Разновидности

Виды подведомственности и подсудности тоже будут разобраны нами. Первое понятие разделяется на следующие разновидности:

  • Исключительная. Это такая подведомственность юрисдикционных дел, которая исключает обращение за защитой собственных прав в любую юрисдикционную организацию, кроме суда.
  • Условная. Данная подведомственность требует соблюдение установленного буквой закона алгоритма внесудебного предварительного порядка урегулирования споров.
  • Альтернативная. Она допускает рассмотрение гражданского дела не только судом общей юрисдикции, но также и другими юрисдикционными органами.
  • Договорная. Данная подведомственность основана на соглашении сторон о рассмотрении определенного дела в третейском суде.

Главные категории

Если обратиться к правилам о подведомственности и подсудности, то мы заметим, что первое явление разделяется также на две большие категории:

  • Подведомственность арбитражному суду.
  • Подведомственность суду общей юрисдикции.

Ознакомимся с каждой из этих категорий подробно.

Отнесение к арбитражным судам

Что касается арбитражных судов, в их компетенцию входит рассмотрение гражданских дел предпринимательской и прочего рода экономической направленности (основание – ст. 1.27 АПК).

Отсюда следует, что арбитражные суды призваны разрешать экономические споры, рассматривать иные дела, где принимают участие юридические лица, организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица (имеющие правовой статус ИП).

В таких делах параллельно с ними могут участвовать представители госвласти РФ, субъектов федерации, а также муниципальных образований, структуры местного самоуправления и иных государственных органов.

Что еще касается подведомственности и подсудности? В порядке административного судопроизводства арбитражными судами рассматриваются экономические споры, которые появляются из административных и иного рода публичных правоотношений (основание – ст. 27-33 АПК). Это следующее:

  • Оспаривание правовых нормативных актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя, возникающие при ведении предпринимательской деятельности, вступлении в экономические отношения.
  • Оспаривание правовых ненормативных актов, издаваемых органами госвласти.
  • Административные правонарушения.
  • Взыскание с юрлиц и граждан, занимающихся предпринимательской (или какой-либо иной экономической) деятельностью санкций и обязательных платежей.

Отнесение к судам общей юрисдикции

Продолжаем представлять подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Тут мы подробно разберем подведомственность судам общей юрисдикции. Они отличаются универсальным характером (по отношению к подведомственности арбитражному суду) – здесь рассматриваются все гражданские дела, которые прямо не относятся к компетенции арбитражных судов.

В частности, тут разрешается следующее:

  • Исковые дела с участием юрлиц, граждан, органов госвласти и местного самоуправления по защите оспариваемых, нарушенных прав, интересов, свобод.
  • Разрешение споров, возникающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, экологических и иного рода правоотношений.
  • Дела по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК, разрешаемым в порядке приказного производства.
  • Дела, которые возникают из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК.
  • Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК.
  • Дела по оспариванию решений третейского суда, по выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений, выданных теми же третейскими судами.
  • Дела о признании и дальнейшем приведении в исполнение решений, постановленных иностранными судами, зарубежными арбитражными решениями.
  • Рассмотрение и разрешение дел с участием иностранцев, лиц, не имеющих гражданства, иностранных, международных компаний, организаций, функционирующих с участием иностранных инвестиций.

О подсудности

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе – близкие, но не тождественные понятия. Познакомимся с определением последнего.

Подсудность – распределение между судебными организациями дел, что подлежат рассмотрению по первой инстанции. Иными словами, это определение конкретного суда, где и должно рассматриваться конкретное дело.

Подсудность будет включать в себя как власть, компетентность, принадлежащую определенному суду, постановить свое решение по делу, так и соответствующую данной власти обязанность подчиняться этому компетентному суду заинтересованных лиц.

Почему важно рассматривать подведомственность и подсудность в гражданском процесс вместе? При предъявлении в суд исковых заявлений учитывается не только подведомственность дела конкретному суду, но и правила подсудности. Последняя будет определять возможность рассмотрения споров в каком-либо конкретном суде.

Итак, подсудность – относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда. Нормы, которые регулируют относимость дел к ведению определенных судов, образуют собой правовой самостоятельный институт. Они играют важную роль уже в судебной практической деятельности.

Предметная категория

Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе разделяются на несколько разновидностей. Что подразумевает родовая подсудность? С ее помощью различные дела, подведомственные суду, разделяются среди звеньев судебных систем по первой инстанции, по вертикали. То есть дело может быть подсудно следующему:

  • Мировой судья.
  • Районный суд.
  • Суд определенного российского субъекта.
  • Верховный суд РФ.

Родовая подсудность будет определяться в зависимости от рода судебного дела, его характера, свойства, значимости и проч. Она помогает не только определить, найти суд, который будет по первой инстанции рассматривать дело, но также выступает критерием нагрузки судов. То есть распределяет, какое число дел будет рассматриваться конкретными судами.

Предметная подсудность близко связана с конституционным требованием (ч. 1, ст. 47): никакое лицо не может быть лишено права на рассмотрение его дела теми судьями и в тех судах, к подсудности которых оно отнесено законодательными предписаниями.

Подсудность мировому судье и районному суду

Мы выявили отличие подсудности от подведомственности. Первая определяет возможность рассмотрения конкретных споров в конкретном суде, последняя – отношение дела к определенному суду.

Что касается гражданских дел, они могут быть подсудны не только районному суду, но и мировому судье. К подсудности последнего (по ст. 23 ГПК) относятся следующие дела:

  • По выдаче судебных приказов.
  • О расторжении брака (если супруги не начали спор о детях).
  • О разделе между супругами имущества, нажитого ими совместно (если его стоимость не превышает 100 000 рублей).
  • Иные дела, вырастающие из семейных правоотношений. Исключение: оспаривание материнства или отцовства, лишение родительских прав, установление отцовства, удочерение или усыновление несовершеннолетнего.
  • Имущественные споры. Исключение: дела по наследованию собственности, споры, возникающие из правоотношений по созданию и дальнейшему использованию итогов интеллектуальной деятельности (если цена иска не выше 100 000 рублей).
  • Определение порядка пользования тем или иным имуществом.

Если в заявлении, поданном гражданином, содержатся несколько требований, часть из которых подсудны районному суду, а часть – мировому судье, то такой иск будет рассматриваться именно районным судом.

Что касается споров между мировым судьей и районным судом о подсудности того или иного дела, они по российскому законодательству не допускаются. То есть если мировой судья решил направить дело в районный суд, то последний должен рассмотреть его по существу. Районный суд не имеет права возвращать это дело мировому судье.

Пространственная категория

Если вы определите подведомственность и подсудность дела, вам будет легко установить, какой именно суд должен его рассматривать. Родовая подсудность помогает определить отнесение дела к определенному суду по вертикали – от мирового судьи до Верховного суда.

А уже территориальная, пространственная подсудность – это разграничение гражданских дел между организациями одного уровня судебной структуры. То есть отнесение дел по горизонтали в пространстве, на котором осуществляется юрисдикционная деятельность.

Соответственно, общим правилом для определения пространственной подсудности служит местонахождение (или же место жительства) ответчика. По ст. 20 ГК это место, где гражданин преимущественно или постоянно проживает. По факту это место регистрации (прописки) лица.

Если же ответчик – не физическое, а юридическое лицо, то по ст. 54 ГК РФ местом его нахождения признается место госрегистрации компании. Надо отметить, что место жительства ответчика указывает в своем заявлении истец.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.