Подследственность по административным правонарушениям

Статья 28.3 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (действующая редакция)

Подследственность по административным правонарушениям

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

2.

Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 – 5.12, 5.14 – 5.16, 5.22, 5.26, 5.35 – 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 5.69, 6.1.1, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 6.18, 6.20, 6.21, 6.22, 6.23, статьей 6.

36 (в случае обращения граждан или организаций), статьей 7.1, статьей 7.

2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьями 7.3 – 7.6, статьей 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), статьями 7.9, 7.11 – 7.15.1, 7.17, 7.19, статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), статьями 7.27, 7.27.1, частью 1 статьи 8.2 (в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций), статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушению правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и транспортировке пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.5, статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к транспортировке самовольно снятой почвы), частями 1 и 3 – 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, частями 1, 2 и частью 3 (в части перевозки заведомо незаконно заготовленной древесины) статьи 8.28, частью 5 статьи 8.28.1, статьями 8.29 – 8.32, частями 1 – 2 статьи 8.37, статьями 8.42, 9.7, 9.10, статьей 10.2 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.3 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.5.1, частью 2 статьи 11.1, частями 1 – 4 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, частью 2 статьи 11.6 (за исключением административных правонарушений по уничтожению или повреждению сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта), частями 2 и 3 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 4 – 6 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.26, 11.27, 11.29, частью 4 статьи 12.2, частями 2 и 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2 и частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 – 7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 13.2 – 13.4, 13.10, частями 1, 2 и 5 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.14, частями 2, 5, 9 – 11 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.18, статьями 13.21, 13.29, 13.30, частью 2 и частью 2.2 (в части, касающейся повторного совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 13.31 настоящего Кодекса) статьи 13.31, статьей 14.1, частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 14.1.1, статьей 14.2, частью 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), частями 3 и 4 статьи 14.4.1, статьей 14.7 (по обращениям граждан), статьями 14.10, 14.14, статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), статьями 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.37, 14.38, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), статьями 14.62, 15.13, 15.14, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), статьями 17.1 – 17.3, 17.7, 17.9 – 17.13, статьей 17.17 (в части нарушения временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления автомобильными транспортными средствами, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами), статьями 18.2 – 18.4, частями 1.1, 3.1, 4 и 5 статьи 18.8, частями 1 – 3 статьи 18.9, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11, 18.12, 18.13, 18.14, частями 1, 3 и 4 статьи 18.18, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьями 19.1, 19.3, частями 1, 2, 4 – 6 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.4.2, частями 1, 7 – 7.2, 8, 8.1, 10 – 12, 15, 27, 28 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.11 – 19.13, 19.15 – 19.17, 19.20, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.33, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 – 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.5, 20.6, частями 4, 4.1, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, 20.12, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частями 2, 3 и 5 статьи 20.25, статьями 20.28, 20.29, 20.31, 20.32, статьей 20.35 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса;

Источник: https://www.zakonrf.info/koap/28.3/

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Подследственность по административным правонарушениям

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

2.

Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 – 5.12, 5.14 – 5.16, 5.22, 5.26, 5.35 – 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 5.69, 6.1.1, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 6.18, 6.20, 6.21, 6.22, 6.23, статьей 6.

36 (в случае обращения граждан или организаций), статьей 7.1, статьей 7.

2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьями 7.3 – 7.6, статьей 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), статьями 7.9, 7.11 – 7.15.1, 7.17, 7.19, статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), статьями 7.27, 7.27.1, частью 1 статьи 8.2 (в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций), статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушению правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и транспортировке пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.5, статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к транспортировке самовольно снятой почвы), частями 1 и 3 – 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, частями 1, 2 и частью 3 (в части перевозки заведомо незаконно заготовленной древесины) статьи 8.28, частью 5 статьи 8.28.1, статьями 8.29 – 8.32, частями 1 – 2 статьи 8.37, статьями 8.42, 9.7, 9.10, статьей 10.2 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.3 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.5.1, частью 2 статьи 11.1, частями 1 – 4 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, частью 2 статьи 11.6 (за исключением административных правонарушений по уничтожению или повреждению сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта), частями 2 и 3 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 4 – 6 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.26, 11.27, 11.29, частью 4 статьи 12.2, частями 2 и 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2 и частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 – 7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 13.2 – 13.4, 13.10, частями 1, 2 и 5 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.14, частями 2, 5, 9 – 11 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.18, статьями 13.21, 13.29, 13.30, частью 2 и частью 2.2 (в части, касающейся повторного совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 13.31 настоящего Кодекса) статьи 13.31, статьей 14.1, частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 14.1.1, статьей 14.2, частью 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), частями 3 и 4 статьи 14.4.1, статьей 14.7 (по обращениям граждан), статьями 14.10, 14.14, статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), статьями 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.37, 14.38, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), статьями 14.62, 15.13, 15.14, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), статьями 17.1 – 17.3, 17.7, 17.9 – 17.13, статьей 17.17 (в части нарушения временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления автомобильными транспортными средствами, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами), статьями 18.2 – 18.4, частями 1.1, 3.1, 4 и 5 статьи 18.8, частями 1 – 3 статьи 18.9, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11, 18.12, 18.13, 18.14, частями 1, 3 и 4 статьи 18.18, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьями 19.1, 19.3, частями 1, 2, 4 – 6 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.4.2, частями 1, 7 – 7.2, 8, 8.1, 10 – 12, 15, 27, 28 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.11 – 19.13, 19.15 – 19.17, 19.20, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.33, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 – 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.5, 20.6, частями 4, 4.1, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, 20.12, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частями 2, 3 и 5 статьи 20.25, статьями 20.28, 20.29, 20.31, 20.32, статьей 20.35 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса;

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-iv/glava-28/statja-28.3/

Методические рекомендации по вопросам сопровождения в судах дел об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел россиской федерации

Подследственность по административным правонарушениям

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 

ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ СОПРОВОЖДЕНИЯ В СУДАХ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Общая информация………………………………………………………………3
Статус должностного лица органов внутренних дел на этапе подготовки и рассмотрения дела об административном правонарушении судом……………5
Участие должностных лиц в суде на стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях…………………9
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении……………………………………………………………………12
Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении……………………………………………..14
Право на обжалование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб……………………………………………………………….16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОПРОВОЖДЕНИЯ В СУДАХ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Целью методических рекомендаций является раскрытие возможных способов сопровождения должностным лицом дел об административных правонарушениях при рассмотрении его судами.

Участие должностного лица, составившего протокол или вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в суде имеет определенную специфику и зависит от стадии рассмотрения дела.

Первоначально следует отметить, что при подготовке к судебному заседанию суд в определении о назначении времени и места рассмотрения дела вправе указать на вызов в судебное заседание должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов. Проблема заключается лишь в том, что согласно положениям гл.

25 КоАП РФ государственные органы и их должностные лица не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях.

Следовательно, они не могут быть привлечены к участию в деле в качестве стороны судебного разбирательства со всеми вытекающими отсюда процессуальными правами: заявлять ходатайства, отводы, обжаловать вынесенные постановления и определения судей

Вместе с тем процессуальные права последних выражаются, в том числе, в следующем. Во-первых, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, вправе обжаловать постановление судьи по делу о таком правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Во-вторых, решение судьи по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано этим должностным лицом (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ). В-третьих, вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в соответствии со ст. 30.

12 КоАП РФ также могут быть обжалованы должностным лицом.

При этом, поскольку никаких препятствий по поводу участия в судебном заседании представителей государственных органов, в том числе должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, КоАП РФ не установил, эти лица могут быть вызваны в случае необходимости в суд для выяснения возникших вопросов. Соответствующее разъяснение содержится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

В свое время указанное разъяснение оказало существенное влияние на формирование судебной практики. Тем не менее оно оказалось недостаточным для введения ее в единое правовое русло, поскольку вопрос о том, в каком качестве должностное лицо, составившее протокол, должно быть вовлечено в административный процесс, так и не был решен.

В таких условиях многие суды пошли по пути привлечения указанных лиц к участию в деле в качестве свидетелей, поскольку в этом случае должностное лицо обязано явиться по вызову судьи и дать правдивые показания (ст. 25.6 КоАП РФ), достоверность которых обеспечивается мерами административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.

И только некоторые судьи заняли принципиально иную позицию, полагая, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, может быть вызвано в судебное заседание и опрошено в качестве представителя государственного органа, который никаких процессуальных прав и обязанностей не имеет и никакую ответственность не несет.

Несмотря на то, что в декабре 2013 г. Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил положения п. 10 Постановления от 24 марта 2005 г.

N 5, изложив его в новой редакции, указанный вопрос так и не был решен.

Хотя на практике Верховный Суд РФ допускает возможность привлечения к участию в производстве по делу об административном правонарушении представителей государственных органов в качестве свидетелей.

Данный подход согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда РФ, который в Определении от 29 мая 2007 г.

№ 346-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав рядом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решениями судов общей юрисдикции» указал, что КоАП РФ не исключает участие в качестве свидетеля при рассмотрении судом дела об административном правонарушении, в частности, должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что такое регулирование направлено на обеспечение всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Отметим, что вывод Конституционного Суда РФ, сформулированный в вышеупомянутом Определении, основан на прежней редакции КоАП РФ, в которой должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не имели права обжалования судебных постановлений по данным делам. Однако он сохраняет свою силу и сейчас, когда такое право им предоставлено на основании ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда постановление по делу об административном правонарушении будет обжаловано лицом, привлеченным к участию в деле в качестве свидетеля, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной применительно к судебной защите прав граждан в уголовном процессе, допустимо.

 2. СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ СУДОМ

В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, возбужденные должностными лицами органов внутренних дел (полиции), предусмотренные статьями 5.10 – 5.12, 5.14 – 5.16, 5.22, 5.26, 5.35.1 – 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 5.69, 6.1.1, 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.11, 6.12, 6.13, 6.15, 6.16, 6.18, 6.20, 6.21, 6.22, ст. 7.5, ч. 2 ст. 7.11 – 7.

15.1, 7.17, 7.19,  7.27, 7.27.1, ч. 2 ст. 8.28, ч. 5 ст. 8.28.1, ч. 1.2, 1.3 ст. 8.37, ст. 10.5.1, ч. 2 ст. 11.3, ч. 7 ст. 11.5, ч. 2 и 3 ст. 11.15.1, ч. 4 ст. 11.17, ст.ст. 11.21, 11.22, ч. 4 ст. 12.2, ч. 2.1 ст. 12.3, ч. 1, 2, 3 ст. 12.4, ч. 3, 4 – 7 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст.

12.16, ст.ст. 12.24, 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27, ст. 12.34, ст. 13.10, ч. 5 ст. 13.12, ст. 13.14, ч. 2, 5 ст. 13.15, ч. 2 ст. 13.18, ст. 13.21, ч. 2 ст. 13.31, ст. 14.1, ч. 1, 2 ст. 14.1.1, ч. 3, 4 ст. 14.4.1, ст. 14.10, ст. 14.14, ст. 14.15.2, ст. 14.15.3, ч. 1, 2 ст. 14.16, ст. 14.17, ст. 14.17.1, ст. 14.17.2, ст. 14.18, ст. 14.23, ч. 1, 5 ст.

14.34, ст. 14.37, ч. 2 ст. 14.38, ч. 3 ст. 14.43, ст. 14.62, ч. 1 ст. 15.26.1, ч. 1 ст. 15.26.2, ст.ст. 17.1 – 17.3, 17.7, 17.9 – 17.13, ст. 17.17, ч. 1.1, 3.1, 4, 5 ст. 18.8, ч. 2, 3 ст. 18.10, ст.ст. 18.11, 18.12, 18.13, ч. 1, 3, 4 ст. 18.18, ч. 2, 3 ст. 18.19, ст. 19.1, ч. 1, 1.1, 4 -6 ст. 19.3, ч. 1, 3 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1, 7.

3, 12, 15, 27, 28 ст. 19.5, ст.ст. 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.11 – 19.14, 19.20, 19.23, ч. 3 ст. 19.24, ст.ст. 19.33, 19.35, 19.36, 19.37, 20.2, 20.2.2, 20.3, 20.5, 20.6, ч. 4, 4.2 и 6 ст. 20.8, ст. 20.9, ст.ст. 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, ч. 3 ст. 20.20, ч. 2 ст. 20.23, ст. 20.24, ч. 2, 3, 5 ст. 20.25, ст.ст. 20.28, 20.29, 20.30, 20.31, 20.

32 КоАП РФ.

Источник: https://233.56.xn--b1aew.xn--p1ai/document/17849290

Кому какое заявление нести?

Подследственность по административным правонарушениям

Этот документ позволит вам разобраться в том, какими вопросами занимаются разные правоохранительные органы и куда лучше всего нести заявление, если вам нужна помощь. Чаще всего гражданину может помочь полиция, однако есть случаи, когда идти в полицию может оказаться не просто бессмысленно, но и вредно.

Чтобы заявление рассмотрели быстро – самое надежное обратиться в правильный правоохранительный орган и правильное его подразделение. Правильный правоохранительный орган (полиция, суд, СК, прокуратура) определяется по компетенции (подследственности). Правильный отдел – по правилам территориальности (место, где совершилось происшествие, о котором вы хотите сообщить или место, где вы живете).

Оглавление

Общая информация

Компетенция правоохранительных органов 

  Следственный комитет России

  Полиция

  Суд

  Общий надзор в прокуратуре

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Общая информация

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения, крайне важно определить компетентный государственный орган, уполномоченный принимать решения по вашей проблеме.

Конечно, если вы обратитесь не по адресу, ваше обращение не должно быть оставлено без внимания и в течение 7 дней со дня регистрации (в случае, если вы заявляете о преступлении – 3 дней) будет передано в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.

Однако подача заявления сразу же в компетентный орган имеет очевидные преимущества ( см. инструкцию “Как и куда подать заявление о преступлении”).

Если ваше заявление содержит информацию о совершении условно «бытового» административного правонарушения, такое заявление в большинстве ситуаций подается в полицию (подробнее см. ст. 28.3 КоАП РФ). В пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении может также прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ).

Более того, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Иными словами, по вашему заявлению прокурор  может возбудить любое дело об административном правонарушении (см.

инструкцию “Как писать заявление в полицию”).

Компетенция правоохранительных органов

Установлена следующая компетенция расследования наиболее распространенных преступлений.

Следственный комитет России:

1) причинение тяжкого вреда здоровью;

2) похищение;

3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

6) ряд экологических преступлений;

7) возбуждение ненависти или вражды, а также преступления экстремистского характера;

8) преступления по превышению должностных полномочий или их злоупотреблениями, взятки и служебный подлог;

9) преступления против представителей власти;

10) тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Полиция

1) причинение вреда здоровью различной тяжести;

2) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабеж, хищения и другие);

3) хулиганство;

4) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технических средств;

5) наряду с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) расследует дела, связанные с изготовлением и распространением наркотиков.

Суд

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность частного обвинения. В этом случае мировой судья по заявлению гражданина возбуждает уголовное дело. При этом заявитель самостоятельно осуществляет обвинение и доказывает виновность другого гражданина в совершении преступления.

Всего уголовным кодексом предусмотрено три состава преступления, обвинение по которым носит порядок частного: побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью и клевета. Подробнее о порядке частного обвинения вы можете узнать здесь.

Общий надзор в прокуратуре

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В органы прокуратуры можно подать любое обращение или жалобу на неисполнение законодательства любым из органов власти. Единственным исключением является суд.

Основные функции органов прокуратуры:

– надзор за исполнением законов государственными органами и частными юридическими лицами;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди всех правоохранительных органов прокуратура является самым «универсальным» с точки зрения отстаивания закона, однако важно помнить, что прокуратура не имеет полномочий по возбуждению уголовных дел.

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Территориальная подследственность по уголовным делам определяется, как правило, местом совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст.152 УК РФ).

Значит заявление нужно нести в соответствующий орган, работающий на территории, на которой совершено преступление.

Территориальная подследственность по делам об административных правонарушениях также определяется местом совершения правонарушения.

В случае если вы подаете заявление о преступлении, существует определенная подследственность среди правоохранительных органов, предусмотренная ст.151 УПК РФ (см. – компетенция).

Если место совершения административного правонарушения или преступления входит в границы подследственности одного отдела полиции, а заявление подано на территории другого отдела, то все имеющиеся материалы после регистрации передаются в нужный орган. Одновременно принимаются необходимые меры для того чтобы сохранить следы правонарушения или преступления.

Примеры:

  1. Вы обратились в отдел полиции с заявлением, в котором сообщили, что сотрудник ГИБДД потребовал от вас взятку в размере 1000 рублей. В таком случае полиция обязана принять и зарегистрировать ваше заявление, однако в течение 3 дней оно будет перенаправлено в Следственный комитет России.

  2. Предположим, вы проживаете в Центральном районе Петербурга. Выйдя из офиса, где вы работаете,  расположенного в Невском районе, вы обнаружили, что лобовое стекло на вашем автомобиле разбито.

    Если вы обратитесь с сообщением об этом в Центральный отдел полиции, который расположен рядом с вашим домом, такое заявление полиция обязана будет зарегистрировать и перенаправить в Невский отдел полиции, так как именно там было совершено правонарушение.

Совет

Большая часть преступлений, с которыми сталкиваются граждане в быту, расследуется сотрудниками полиции. Поэтому в случае, если у вас что-то украли, вашего родственника похитили или вашему здоровью причинили вред – обращайтесь в отдел полиции.

При этом куда важнее оперативно обратиться в любой ближайший отдел, чтобы преступника задержали по «горячим» следам, чем искать правильную подследственность.

Важно: единственным исключением является статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий в случае, если вы подозреваете в совершении преступления полицейского. В такой ситуации необходимо обращаться непосредственно в Следственный комитет России.

Скачать инструкцию (37,5 KБ)

Вернуться в раздел помощь

Источник: https://www.openpolice.ru/pages/pomosh/komu-kakoe-zayavlenie-nesti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.