Органы власти это потребители услуг

Уроки 33 – 34Информационное общество (§§ 21 – 22)

Органы власти это потребители услуг

Информационные ресурсы (§ 21)

Что такое информационные ресурсы

Национальные информационные ресурсы

Рынок информационных ресурсов и услуг

Вопросы и задания

Информационное общество (§ 22)

Правовое регулирование в информационной сфере (§ 23)

Проект: подготовка реферата по информатике

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы.

Такими товарами могут быть: • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости; • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.); • информационные технологии, компьютерные программы;
• базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — это, как правило, производители информации или ее собственники.

Ими бывают: • центры, в которых создаются и хранятся базы данных; • службы связи и телекоммуникации; • бытовые службы; • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства); • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них; • консалтинговые (консультационные) фирмы; • биржи;

• частные лица и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика.

Причем кроме поиска той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения.

Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги включают предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д.

В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т. е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

Некоторые формы образования можно рассматривать как информационные услуги. Это, например, повышение квалификации, дополнительное образование и пр.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.

Рынок информационных ресурсов и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом 50-х годов XX века.

Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры.

В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.

Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем ресурсами и услугами.

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объему предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).

Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.

Существуют специальные службы обработки информации по заказам клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

Следующая страницаВопросы и задания

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_11_34_sim/informatika_materialy_zanytii_11_34_64_1_4.html

Информационные ресурсы – Информатика 11 класс ФГОС

Органы власти это потребители услуг
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время – это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом.

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь.Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова .В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими:

  • природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
  • энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия ;
  • трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
  • финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры и т.д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом. 

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент

Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более чем одному пользователю.Главное отличие информационных ресурсов от всех других видов (трудовых, энергетических и т.д.) заключается в том, что чем больше их расходуют, тем быстрее эти ресурсы растут.

Всякий ресурс, кроме информационного. после использования исчезает. Информационным ресурсом можно воспользоваться многократно. В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах.

Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране.

В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура».

Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

  • государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации; 
  • библиотечные информационные ресурсы; 
  • информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; 
  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; 
  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; 
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации. 

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов. 

Национальные информационные ресурсы РоссииУровень развития информационных ресурсов все в большей степени определяет место страны в современном мире.

Органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, и т.д.

) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации.

Однотипные по формам информационной деятельности организации объединяются наличием единого методического руководства, общих нормативных документов, налаженной (в разной степени) системой информационных потоков и составляют основные государственные (национальные) информационные системы России, это:

  • информационные ресурсы библиотечной сети России насчитывают около 150 тысяч библиотек;
  • информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации включают 15 федеральных государственных архивов, в том числе архив древних актов, архив кинофотодокументов и др. по данным последней паспортизации Архивного фонда РФ его объем составил более 600 млн единиц хранения. Этот объем ежегодно увеличивается на 1,6 млн единиц хранения;
  • государственная система научно-технической информации (ГСНТИ): весь мировой информационный блок документов в области науки и техники должен быть однократно обработан в специальных центрах (ЦНТИ), после чего он будет доступен для многократного использования потребителями информации в любых отраслях и регионах страны;
  • информационные ресурсы отраслей материального производства: электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отраслей промышленности; 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного комплекса (АПК);

информационные ресурсы социальной сферы формируются:
в здравоохранении – государственная центральная научная медицинская библиотека; информационно-аналитический центр Минздрава России; информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов РФ;
в образовании – основной системой информационных ресурсов традиционно являются библиотеки более 500 российских ВУЗов с общим фондом свыше 300 млн единиц хранения. 
формируются внутриведомственные информационные ресурсы и в других отраслях социальной сферы: занятости и социального обеспечения; физической культуры и туризма; миграционной службы; пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования.

В настоящее время начала складываться система правовой информации, призванная объединить функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах.

Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е.

информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д.

Информационные продукты и услуги

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.

Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.


  • Поиск и подбор информации;
  • Консалтинг;
  • Обучение;
  • Телекоммуникации;
  • И пр.

Информационный рынок

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.Товар – информационные продукты и услуги.Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ.

Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. 

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;Службы связи и телекоммуникации;Бытовые службы;Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;Консалтинговые фирмы;Биржи;Частные лица (программисты) и пр.

Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

Частные лица;Предприятия;Органы власти;Иностранные государства.

Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

источник: https://sites.google.com/site/obsestvoinf/zadanie-4

Источник: https://www.sites.google.com/site/informatika11klassfgos/informacionnye-resursy

Взаимодействие между обществом и властью в информационном обществе

Органы власти это потребители услуг

Под электронной услугой в основном понимается услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления. Электронные услуги в государственном секторе имеют такие задачи как:

  • повышение надежности деятельности систем государственного обслуживания;
  • улучшение качества взаимодействия граждан с государственными органами;
  • обеспечение необходимой информацией большего количества потребителей.

Электронные государственные услуги представляют собой особый вид информационных услуг, связанных с удовлетворением информационных потребностей широких слоев населения путем выдачи электронных документов или электронной справочной информации, которая отражает содержание законодательных актов и постановлений [ 6.3 ] .

Зачастую понятие государственная и муниципальная услуга объединяются в общее понятие, то есть те услуги, которые получает гражданин от государственных учреждений, либо федерального, либо местного самоуправления, то есть государственная услуга может включать в себя понятие и муниципальной услуги. Таким образом, можно сделать вывод, что электронные государственные услуги формируются с использованием электронных ресурсов. Жизненный цикл таких услуг во многом определяется длительностью существования нормативной и законодательной базы [ 6.3 ] . [ 6.28 ] .

Электронные государственные услуги являются элементом электронного правительства. Модель “электронное правительство” имеет четыре канала взаимодействия, среди которых выделяются:

  • канал взаимодействия государственных служб с гражданами (G2C – government-to-citizen);
  • взаимодействие между государством и коммерческими компаниями (G2B – government-to-business);
  • канал взаимодействия среди государственных организаций и их сотрудников (G2E – government-to-employee);
  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government) [ 6.3 ] [ 6.30 ] .

В сети Интернет в свою очередь параллельно взаимодействуют несколько различных групп участников. К ним относятся: бизнес (предприятия и организации), потребители и государство (правительство).

Между участниками формируются каналы взаимодействия: G2G, G2B, G2C, B2B, B2C, B2G, C2C, C2G, C2B. Взаимодействия возможны между всеми видами игроков, посредством чего образуются транзакционные каналы.

Каждый канал отличается спецификой своего функционирования и имеет свои особенности [ 6.12 ] .

В модели объединяются понятия граждан и потребителей, так как граждане в данном случае выступают потребителями государственных услуг. Модель взаимодействия участников представлена на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Транзакционные модели участников в сети Интернет

Учеными выделяется ряд существующих проблем при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам:

  1. важность обеспечения безопасности персональных данных граждан при получении ими государственных услуг [ 6.24 ] ;
  2. недостаточное распространение электронной подписи у граждан для получения электронных государственных услуг,
  3. отсутствие государственных услуг, которые предоставляются полностью в электронном виде (дистанционно), то есть без личного присутствия получателя услуги [ 6.7 ] ;
  4. отсутствие сформировавшейся правовой базы в сфере предоставления электронных государственных услуг, так как принимаемые решения при представлении электронных данных, также имеют юридические последствия для граждан [ 6.22 ] ;
  5. существуют различия между органами государственной власти по качеству и количеству применения информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности;
  6. недостаточно представлена нормативная база обеспечения электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг посредством сети Интернет [ 6.24 ] ;
  7. потребление государственных услуг часто происходит в обязательном порядке, так как данные услуги являются производными от государственных функций. Данную проблему невозможно устранить полностью, государственные органы не могут существовать без обязательных требований, предъявляемых к гражданам [ 6.6 ] .;
  8. невысокая удовлетворенность потребителей качеством предоставления услуг [ 6.10 ] ;
  9. недостаточная информированность населения о полном перечне существующих электронных государственных услугах [ 6.18 ] ;
  10. слабость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры заключается в отсутствии систем обеспечения безопасности и конфиденциальности, а также в нехватке высококвалифицированных кадров в данной области [ 6.14 ] .

Государственная услуга носит индивидуальный, адресный характер. В связи с этим существует необходимость ее стандартизации, исходя из особенностей (потребностей, характера) клиента [ 6.18 ] .

Выделяется несколько подходов к классификации государственных услуг. Профессор Ю. А. Тихомиров разделяет государственные услуги на публичные и административные.

Публичными услугами считаются те услуги, которые направлены на внешних (по отношению к государству) потребителей. В основном они носят принудительный характер.

Административные услуги это услуги направленные на другие государственные и муниципальные органы.

Государственные услуги также классифицируются следующим образом:

  1. В зависимости от получаемого результата:
    • простая услуга – предполагает однократное обращение граждан в исполнительный орган для получения конечного результата;
    • сложная услуга – отличается множественным обращением для получения каких-то промежуточных результатов, которые в свою очередь могут иметь самостоятельную ценность для потребителя.
  2. В зависимости от содержания результата:
    • информационно-консультационные услуги;
    • коммуникационные услуги;
    • финансовые услуги;
    • предоставление правообеспечивающих документов.
  3. В зависимости от условий оказания:
    • программные;
    • нормативно-правовые.
  4. В зависимости от взаимодействий с ведомствами:
    • элементарные государственные услуги – реализуются и оказываются пользователям в рамках взаимодействия с одним ведомством;
    • композитные (межведомственные) государственные услуги – состоят из нескольких элементарных услуг, оказываются несколькими ведомствами одновременно.
  5. В зависимости от “доступности” (физической, информационной, финансовой доступности) государственных услуг выделяются:
    • доступные услуги – услуги, которые могут быть получены всеми категориями граждан;
    • малодоступные услуги – услуги, предоставляемые только для ограниченных категорий граждан или лиц.
  6. В зависимости от причины обращения граждан:
    • вынужденные услуги – оказывается только на бесплатной основе, исключение составляют услуги, когда реализуются юридически значимые действия, то предусмотрена государственная пошлина;
    • добровольные услуги.
  7. В зависимости от целей услугополучателей услуг:
    • бесплатные услуги, реализующие конституционные права граждан;
    • бесплатные услуги, обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей;
    • платные услуги, реализующие законные интересы услугополучателей [ 6.19 ] .

Для маркетингового анализа важно рассмотреть существующие сегменты потребителей услуг. На сайте государственных услуг представлена следующая классификация граждан: физические лица, предприниматели, юридические лица, иностранные граждане [ 6.21 ] .

По предоставляемым льготам, льготные категории граждан:

  • по состоянию здоровья (инвалиды, проживание в загрязненных территориях, и т.д.)
  • по финансовому состоянию (малообеспеченные семьи, без кормильца и т.д.)
  • государственные служащие (военнослужащие, МЧС и др.).

Выделение категорий граждан по возрастному признаку:

  1. Молодежь (возраст 16-22 года) – к этой категории относятся студенты и лица впервые нанимающиеся на работу и планирующие вступить в брак;
  2. Молодые люди недавно образовавшие семью (возраст 25-30 лет) – категория потребителей, которые впервые планируют покупать имущество или предметы длительного пользования;
  3. Семьи “со стажем” (возраст 25-45 лет) – к данной категории относятся лица со сложившейся карьерой. Имеют ограниченную свободу финансовых действий. Первоочередные потребности – улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям.
  4. Лица “зрелого возраста”(возраст 40-55 лет) – в данной категории имеется рост доходов по мере снижения финансовых обязательств. Занимаются планированием пенсионного обеспечения.
  5. Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) – граждане, относящиеся к данной категории имеют определенный накопленный капитал. Также стремятся к обеспечению его сохранности и устойчивости [ 6.23 ] .

Существует 4 стадии развития государственных онлайн-услуг:

  1. новые информационные услуги

    Правительственные сайты предоставляют информацию о государственной политике, управлении, законах, правилах, соответствующей документации и существующих видах государственных услуг.

    На данных сайтах располагаются ссылки на различные министерства, отделы и другие ветви власти. Пользователи могут получить обновленную информацию относительно правительства и министерств.

    Также можно получить доступ к ссылкм на архивную информацию.

  2. улучшенные информационные услуги

    Правительственные порталы, которые повышают уровень электронной связи между гражданами и правительством (одно или двустороннюю связь). Например, существует возможность загрузки различных форм документов для государственных служб.

    Также на сайте есть аудио и видео-сервисы и сайт является многоязычным. На второй стадии предоставления онлайн-услуг существует возможность подачи гражданам заявки для неэлектронных форм оформления документов или личной информации.

  3. трансакционные услуги

    На третьей стадии предоставления государственных электронных услуг активно применяется двусторонняя связь с гражданами. Связь осуществляется, в том числе с доступом входа на государственные стратегии, правительственные программы и т.д.

    Однако, часто для того, чтобы воспользоваться услугой требуется подтвердить подлинность личности гражданина. Правительственные сайты обрабатывают нефинансовые операции, подачу налогов, оформления документов для сертификатов, лицензий и разрешений.

    Также на этой стадии обрабатываются финансовые транзакции, где перечисляются денежные средства.

  4. услуги взаимодействия

    Правительственные сайты активно собирают информацию и мнения граждан с помощью различных интерактивных инструментов.

    Правительства переходят на правительства, ориентированного на граждан, то есть подход, при котором электронные услуги ориентированы на граждан через жизненные события и выделения сегментов пользователей, чтобы обеспечить предоставление индивидуальных услуг. Правительства создают условия, в которых граждане могут применять более активное участие в деятельности государства.

К наиболее популярным онлайн-услугам относятся следующие: создание личного счета, оплата подоходного налога, оформление социальных пособий, оформление свидетельства о рождении, информация о штрафах, оплата за коммунальные услуги, оформление свидетельства о браке, регистрация автотранспортного средства, оформление водительских прав, оформление личного удостоверения личности, регистрация бизнеса [ 6.46 ] .

При получении государственных электронных услуг для потребителей выделяется ряд потребностей:

  • информационные потребности;
  • функциональные потребности;
  • эмоциональные потребности.

Система потребностей при получении государственных электронных услуг представлена на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Система потребностей потребителей электронных государственных услуг

Маркетинговая концепция оказания услуг представлена комплексом маркетинга 4C, которая включает в себя следующие элементы: нужды и запросы потребителя (customer’s needs and wants), затраты для потребителя (cost), доступность для потребителя (convenience), коммуникации (communication). Данная модель нацелена на изучение желаний и предпочтений потребителей, подразумевает наличие обратной связи для постоянного улучшения качества предоставляемых услуг, что чрезвычайно востребовано в ситуации с электронными государственными и муниципальными услугами.

Customer value, needs and wants (ценность, нужды и запросы потребителя).

Государственные услуги имеют высокую ценность для потребителя.

В отличие от других услуг, данные услуги могут быть оказаны только федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Cost (издержки, затраты для потребителя).

Оказание услуг бесплатно для заявителей.

Материальные издержки -для получения некоторых государственных и муниципальных услуг необходимо оплатить государственную пошлину.

Транспортные расходы значительно ниже, так как подать заявление, а для некоторых услуг и получить результат можно через Интернет с помощью компьютера или мобильного устройства, оснащенного специализированным приложением.

Нематериальные издержки значительно ниже, чем при получении услуги в традиционной форме. Заявитель не зависит от времени работы служб и может подать заявление в любое удобное для него время.

Если у заявителя нет в свободном доступе дома или на работе необходимых технических средств (компьютера, Интернета, сканера), то ему необходимы платные услуги сторонних организаций.

Convenience (удобство, доступность для потребителя).

Высокая доступность и удобство для заявителей.

Communication (коммуникации).

Отслеживание этапа оказания услуги (уведомление на e-mail уведомления с помощью SMS, просмотр в личном кабинете); круглосуточная бесплатная служба технической поддержки [ 6.27 ] .

Таким образом, рассмотрена модель электронного правительства, где при предоставлении электронных государственных услуг граждане выступают в качестве потребителей услуг. При более эффективном взаимодействии государственных органов с населением при развитии такой концепции необходимо использовать элементы маркетинга.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3583/825/lecture/32594?page=3

Информационные ресурсы — урок. Информатика, 11 класс

Органы власти это потребители услуг

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определённую номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Обрати внимание!

Поставщики — это, как правило, производители информации или её собственники.

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Обрати внимание!

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Рынок информационных ресурсов и услуг в своём развитии прошёл несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом \(50-х\) годов \(XX\) века.

Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ ещё не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой учёных и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвёл после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем.

Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.

Процесс этот принял массовый характер в \(80\)-х годах ушедшего века.

К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами.

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время (данные \(2014\) г.) имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).

Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.

Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. 

Источники:

И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 213 c.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti-13421/informatcionnye-resursy-12701/re-9919332f-d316-4cf4-886d-e5ff81994e30

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.