О прекращении производства выносится

Прекращение административного производства

О прекращении производства выносится

Перейти из стадии привлечения к административной ответственности в прекращение административного производства – значит, избежать назначения наказания.

Этот способ применяют уполномоченные сотрудники органов власти и суд после того, как состоялось возбуждение дела об административном правонарушении. И далее на любой стадии вплоть до рассмотрения.

А на стадии обжалования эти обстоятельства станут основанием изменить вынесенное постановление.

В идеале, при наличии хотя бы одного из оснований, при которых следует прекращение административного производства, административное дело не возбуждается. Но, к сожалению, некоторые основания требуют правового обоснования и доказывания. Поэтому в случае затруднений обратитесь к дежурному юристу сайта.

Основания прекращения административного производства

Перечень оснований, исключающих производство и влекущих прекращение дела на любой его стадии устанавливает ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень закрытый. То есть никакие иные законы и нормативные акты расширить его не могут. Итак, это:

  • отсутствие события административного правонарушения. Событие – это действие или бездействие. Это основание применит уполномоченное лицо, когда какие-либо доказательства факта совершения правонарушения отсутствуют. Что не было действия, которое образует правонарушение. Или бездействия. То есть фактически нарушения не было.
  • отсутствие состава правонарушения. Когда орган власти не доказал наличие всех составляющих правонарушения.
  • недостижение правонарушителем возраста административной ответственности. Он составляет 16 лет.
  • невменяемость гражданина (в т.ч. по решению суда о признании недееспособым).
  • когда нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости. То есть гражданин нарушил закон только потому, что под опасность были поставлены его личность и права, охраняемые законом интересы общества или государства. Наличие такого обстоятельства доказать действительно сложно. Ведь нужно еще доказать, что иных способов устранить опасность не было. А еще, что причиненный вред в результате правонарушения оказался меньше, чем предотвращенный. Это “задачка со звездочкой” не только для рядовых граждан, но и для многих юристов.
  • амнистия, когда акт устраняет применение административного наказания.
  • отмена закона, который устанавливает ответственность за правонарушение (нормы закона). Не применяется, если за такое действие (бездействие) вводится уголовная ответственность. Это реализация принципа – закон, ухудшающий положение лица, не применяется.
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного нарушения. Если органы власти уже вынесли по этому факту постановление о возбуждении уголовного дела, начато производство об административном правонарушении, назначено наказание или дело прекращено, то начатое после этих событий дело подлежит прекращению.
  • смерть (ликвидация) правонарушителя.
  • иные обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Установлены они в отдельных статьях Особенной части. Например, собственник транспортного средства освобождается от ответственности, если докажет, что в момент фиксации видеокамерой правонарушения автомобилем пользовался иной гражданин. Найдите статью, указанную в протоколе об административном правонарушении, и поищите в КоАП, в т.ч. в примечании к статье, есть ли случаи освобождения от ответственности.

Порядок прекращения административного производства до передачи материалов для рассмотрения

Никто не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения трактуются в пользу предполагаемого нарушителя. Это основной принцип привлечения к административной ответственности. Но, приложить руку к “спасению” себя, все-таки, человек имеет право. Поэтому при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств для прекращения производства, письменное ходатайство будет кстати.

Выносят постановление о прекращении административного производства должностные лица органа, в чьем производстве находится дело. Для передачи на рассмотрение материалы не подлежат. Должностное лицо составит протокол о прекращении, который подпишет сам. И предоставит длят подписи лицу, в отношении которого было возбуждено дело. 

Обратите внимание: более за данное событие человек, в отношении которого начиналось дело, к административной ответственности привлекаться не может.

Прекращение производства в процессе рассмотрения материалов

Согласно ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращение производство по делу органы власти при рассмотрении дела выносят:

  • при наличии одного из обстоятельств, рассмотренных выше. Если их “упустили” из виду до передачи дела.
  • установили малозначительность деяния и вынесли устное замечание. Государство признает, что факт нарушения все-таки был. И за его совершение должен был быть выбран один из видов наказания. Но орган, который рассматривает дело признает, что существенной угрозы охраняемым правоотношениям не возникло. И вот поэтому-то и освобождает лицо от административной ответственности. Такое основание в судебной практике применяется. Но доказать нужно именно отсутствие угрозы. А не тяжелое материальное положение нарушителя, добровольное возмещение вреда и т.п. Последние обстоятельства дадут суду (а именно этот орган обычно применяет малозначительность)  возможность снизить наказание. Но не свидетельствуют о малозначительности нарушения.
  • обнаружены признаки преступления и дело передано для расследования по подведомственности
  • освобождение в соответствии с примечаниями статьи Особенной части КоАП РФ. Это статьи:  6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20. 

Если прекращение административного производства не состоялось, то на данной стадии орган власти вынесет постановление о назначении административного наказания, определение о направлении дела по подведомственности.

Источник: https://iskiplus.ru/prekrashhenie-administrativnogo-proizvodstva/

Административно-процессуальное право

О прекращении производства выносится

Существует два вида прекращения производства по делу об административном правонарушении: (а) прекращение производства до передачи дела на рассмотрение и (б) прекращения производства по делу по результатам его рассмотрения.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регулируется ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.

1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.

5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности».

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  1. отсутствие события административного правонарушения.
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости.
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
  5. отмена закона, установившего административную ответственность.
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Требования, предусмотренные ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановления по делу об административном правонарушении, заключаются в том, что в этом документе должны быть указаны:

  1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении по результатам его рассмотрения. Статья 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» устанавливает следующее.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1.1 данной статьи определено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

«1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям».

Статья 6.8. Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 14.32. Примечание. 1.

Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

В отношении малозначительности совершенного административного правонарушения, в силу которого судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит следующие уточняющие позиции:

  • «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений;
  • такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания;
  • о решении освободить виновное лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение в силу его малозначительности и ограничиться устным замечанием должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу;
  • если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу».

Источник: https://isfic.info/safka/apro22.htm

Прекращение производства по делу: определение, заявление, основания

О прекращении производства выносится

Обычно в первой инстанции разбирательство заканчивается принятием решения по существу. Однако на практике в некоторых случаях рассмотрение может завершиться и без вынесения судебного акта. В ГПК предусмотрено две формы окончания разбирательства: оставление претензий без рассмотрения и прекращение производства по делу. Рассмотрим их особенности.

Отличительные черты

Оставление требований без рассмотрения и прекращение производства по делу существенно отличаются по основаниям и юридическим последствиям.

Так, в первом случае речь о ситуации, когда истец, обладая правом на защиту в суде, не выполнил условия его реализации. В таком случае заявитель не теряет возможности направить такие же требования после устранения обстоятельств, препятствовавших этому ранее.

Прекращение производства по делу имеет место, если у истца отсутствует право на получение защиты в суде. В этом случае закон не допускает повторного обращения с прежними требованиями к тому же лицу.

220 статья ГПК

В этой норме установлены основания прекращения производства по делу. В их числе следующие обстоятельства:

  • Дело не может рассматриваться в порядке гражданского производства в силу положений п. 1 1 части 134 статьи ГПК.
  • Наличие вступившего в силу и принятого по спору между этими же участниками, по этому же предмету и основаниям решения или определения суда о прекращении производства по делу вследствие отказа заявителя от иска или утверждения соглашения сторонами.
  • Смерть/ликвидация лица, выступавшего в качестве участника спора. Данное основание применяется, если в правоотношении не допускается преемства.
  • Отказ истца от требований и принятие его судом.
  • Утверждение мирового соглашения.
  • Наличие постановления третейского суда, обязательного для сторон, принятого по спору между этими же участниками, по этим же основаниям и этому же предмету. Исключение составляют ситуации, когда суд отказал в предоставлении ИЛ на принудительную реализацию решения.

Особенности правового института

Прекращение производства по делу следует рассматривать как завершение деятельности судебной инстанции по рассмотрению спора. Оно может иметь место как на стадии разбирательства не только в первой, но и апелляционной и кассационной инстанциях, так и на подготовительном этапе.

Классификация обстоятельств

Прекращение производства по гражданскому делу допускается исключительно по основаниям, закрепленным в 220 статье ГПК. Их можно объединить в 3 группы.

Первую составляют основания, указывающие на отсутствие у заявителя права обращаться в суд за защитой.

Во вторую группу входят обстоятельства, вызванные распорядительными действиями сторон в уже начатом разбирательстве.

Третий вид оснований составляют события, влекущие невозможность продолжать рассмотрение дела по причинам, независящим от сторон и суда. Речь о смерти или ликвидации субъекта. Последнее, в частности, обуславливает прекращение производства по делу о банкротстве.

П. 1 ч. 1 статьи 134 ГПК

Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено, если спор не может рассматриваться в гражданском процессе. При этом суду надлежит руководствоваться положениями 1 пункта 1 части 134 статьи ГПК.

Прекращение разбирательства по данному основанию имеет место не только в случае установления неподведомственности спора, но и в ситуациях, когда требование не может рассматриваться ввиду наличия в законе прямого на это указания. К примеру:

  • претензии не подлежат разрешению в гражданском процессе, так как должны разрешаться в другом судебном порядке;
  • заявление направлено на защиту прав, интересов и свобод, но предъявлено госструктурой, органом местной власти, организацией либо физлицом, которым, в силу ГПК или других ФЗ, право его подать не предоставлено;
  • в иске оспариваются акты, не затрагивающие интересов заявителя.

Нюансы

При анализе положений 134 и 220 статей можно отметить, что законодатель убрал из ГПК правило, которым предусматривается прекращение производства из-за того, что дело вообще не подлежит разбирательству судебной инстанцией. Правотворцы исходят из того, что все юридические события могут рассматриваться указанными органами и разрешаться ими по существу.

Между тем, данный подход нельзя считать абсолютно верным. Дело в том, что он не согласуется с нормами действующего законодательства. Речь, в частности, о случаях прекращения разбирательства административных дел.

Проанализировав главу 23 КоАП, можно отметить следующее. Дела, предусмотренные статьей 23.1, подведомственны суду, споры, указанные в ст. 23.

2, могут рассматриваться этой инстанцией, если должностное лицо или орган, к которым они поступили, направят их в нее.

Соответственно, прекращение производства по делу об административном правонарушении входит в компетенцию не только судов, но и других уполномоченных институтов власти.

Наконец, дела, предусмотренные в статьях 23.3-23.61, разбираются в органах внутренних дел, уголовно-исполнительных учреждениях, налоговыми, таможенными структурами, военными комиссарами и иными органами. Соответственно, суду они неподведомственны.

Учитывая это, инстанции, принявшие по ошибке к рассмотрению споры, разрешение которых не входит в их компетенцию, ставят себя в весьма затруднительное положение при решении вопросов, связанных с прекращением производства по административным делам. По мнению юристов, в таких ситуациях следует применять положения 150 статьи ГПК по аналогии.

Тождество исков

Обращение в суд с требованиями, которые ранее предъявлялись уже ответчику и были рассмотрены, о чем свидетельствует решение, вступившее в действие, является обстоятельством, препятствующим разбирательству. Инстанция, по ошибке принявшая такой иск, обязана вынести определение о прекращении производства по делу. Однако прежде суду надлежит достоверно установить тождество заявлений.

Исключения

Необходимо сказать о некоторых особенностях применения положений, предусмотренных в абзаце 2 220 статьи ГПК по спорам, вытекающим из длящихся правоотношений. Речь, в частности, о взыскании алиментных платежей, разделе имущества, расторжении брака и т. д.

По этим делам наличие решения, вступившего в действие, по спору по тем же основаниям, о таком же предмете, в котором участвовали эти же стороны, далеко не во всех случаях выступает как основание для прекращения разбирательства.

Распорядительные действия

К ним относят:

  • Отказ истца от претензий.
  • Утверждение мирового соглашения.

Указанные действия могут выступать как основание для прекращения разбирательства, если были приняты судом.

Инстанция, принимая отказ заявителя или утверждая соглашение между сторонами, обязана проверить ряд обстоятельств. Суд, в частности, должен установить, согласуются ли они с нормативными актами и не нарушают ли интересы иных субъектов. В противном случае выносится определение в непринятии отказа или неутверждении соглашения. Соответственно, разбирательство продолжается.

Невозможность правопреемства

Такая ситуация, как правило, имеет место в отношениях, которые неразрывно связаны с личностью субъекта.

Так, подлежит прекращению разбирательство спора о восстановлении сотрудника на работе, расторжении брака, назначении алиментов, компенсации ущерба здоровью/жизни в случае смерти заинтересованной стороны.

При этом смерть ответчика далеко не во всех случаях имеет юридическое значение для дела.

Правило, предусмотренное абз. 6 220 статьи ГПК, применяется и в особом производстве. Примерами являются дела об:

  • установлении фактов нахождения на иждивении или несчастного случая, если это необходимо для назначения выплат;
  • эмансипации несовершеннолетнего;
  • принудительном освидетельствовании или госпитализации субъекта в психиатрический стационар.

Ходатайство о прекращении производства по делу

Его может подать любой участник спора. Как выше говорилось, прекращение производства осуществляется исключительно по основаниям, закрепленным в ГПК. Сторонние субъекты, не участвующие в разбирательстве и не имеющие самостоятельных требований, не вправе подавать заявление о прекращении производства по делу.

Оформление ходатайства осуществляется по правилам, закрепленным в процессуальных нормах. Как и в других документах, направляемых в суд, в заявлении необходимо указать обязательные реквизиты:

  • Название суда.
  • Ф. И. О., адреса, контактные данные сторон.
  • Наименование документа.
  • Краткое описание обстоятельств дела.
  • Основания, по которым производство надлежит прекратить.
  • Ссылки на нормы процессуального права.
  • Перечень документов, прилагаемых лицом к ходатайству.
  • Число и подпись.

В тексте заявления необходимо ссылаться на конкретные нормы, указывать номер статьи, части, пункта.

Особое внимание стоит уделить приложениям. Документы, которые предоставляет заявитель, должны достоверно подтверждать факты, препятствующие продолжению разбирательства.

Оно возможно по основаниям, предусмотренным в 222 статье ГПК. Суд оставляет претензии без рассмотрения, если:

  • Истец не исполнил правила досудебного регулирования, установленные для этого спора в федеральном законодательстве или договоре.
  • Заявление было направлено в суд недееспособным субъектом. Исключение составляют ситуации, когда это лицо подает иск о признании его дееспособности, восстановлении срока на подачу такого требования.
  • Заявление подано или подписано субъектом, не имеющим на это полномочий.
  • В производстве этой или иной инстанции, в том числе арбитражной уже рассматривается спор по этим же основаниям, об этом же предмете, между данными сторонами.
  • Было оформлено соглашение о передаче дела для разрешения третейским судом, а от ответчика до начала разбирательства было получено возражение о рассмотрении требований в данной инстанции.
  • Участники спора, не ходатайствовавшие о ведении производства в их отсутствие, повторно не явились на слушание.
  • Истец, не просивший рассматривать дело в его отсутствие, не явился по вторичному вызову, а ответчик не настаивает на разбирательстве по существу.

Правила и последствия оставления претензий без рассмотрения регламентируются в 223 статье ГПК.

Дополнительно

При оставлении иска без рассмотрения суд выносит соответствующее определение. В постановлении он должен указать способы устранения обстоятельств, предусмотренных 222 статьей ГПК. Суд также определяет сроки, в которые субъект должен исправить недочеты.

Необходимо сказать, что, если заявитель не успеет устранить указанные обстоятельства в установленный период, его заявление будет считаться неподанным.

Соответственно, ему придется повторно направлять иск, а сроки рассмотрения и вынесения решения о принятии требований к производству начнут течь заново.

После устранения обстоятельств, препятствовавших движению заявления в установленный период, заинтересованный субъект вновь обращается в суд.

По ходатайству ответчика либо истца инстанция отменяет ранее вынесенное определение об оставлении требований без рассмотрения по основаниям, предусмотренным в абз.

7, 8 222 статьи, если стороны предоставят доказательства уважительности причин неявки на слушание.

Суд при этом вправе отказать в удовлетворение такой просьбы. В этом случае заинтересованная сторона может подать частную жалобу.

Чтобы предотвратить оставление иска без рассмотрения, необходимо с особым внимание отнестись к правилам его оформления. В ряде случаев целесообразно обратиться за помощью к юристу.

Заключение

Законодательство предусматривает различные инструменты защиты интересов и прав граждан и организаций. Одним из них является исковое производство. При подаче требований заявитель обязан соблюдать требования, закрепленные процессуальными нормами. В случае их невыполнения суд вправе оставить требования без рассмотрения.

Между тем, на практике имеют место ситуации, при которых законодательство предписывает суду прекратить начатое производство. Некоторые обстоятельства не зависят от воли сторон, другие – возникают вследствие их осознанных действий. К примеру, к последним относятся распорядительные акты участников спора: отказ от иска, заключение соглашения.

Вне зависимости от того, какое именно процессуальное действие совершается – оставляется иск без рассмотрения, прекращается производство – и пр., суд обязан подтвердить этот юридический факт документально. Он должен вынести определение, в котором отражается суть юридического акта. Его копии должны получить и истец, и ответчик. Так будет обеспечена реализация принципа равноправия.

Необходимо сказать, что законодательство допускает обжалование определений в случае несогласия с ними заинтересованного лица. Постановление об оставлении иска без рассмотрения, к примеру, можно оспорить в частном порядке.

Источник: https://FB.ru/article/364694/prekraschenie-proizvodstva-po-delu-opredelenie-zayavlenie-osnovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.