Копия административного протокола вручается

Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа

Копия административного протокола вручается

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования протокола и базовые условия его составления.

и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ.

Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что перечисленные здесь сведения являются обязательными. Их отсутствие делает протокол недействительным.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст. 28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью должностного лица и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей ссылке.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол.

Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.

6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Копия административного протокола вручается

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.

4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е.

когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).

В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с действующим административным законодательст­вом РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части состав­ления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотре­ния информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в от­ношении которых возбуждается дело об административном правонаруше­нии. В этом случае протокол об административном правонарушении со­ставляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении.

Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.

2 КоАП РФ), так как копия протокола об ад­министративном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:

а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);

б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.

5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ).

Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.

8 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1. Дата и место его составления.

Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.

2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).

Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать – временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)

4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение:

· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении – проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):

· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);

· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.

5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонаруши­теля (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).

6. Место, время совершения и событие административного правонару­шения.

– точно указать расположение места совершения админи­стративного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);

– время совершения административного правонарушения (указы­ваются часы и минуты, например – в 21 час 15 минут);

– раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.

7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего ад­министративную ответственность, например – ст. 20.1 КоАП РФ «Мел­кое хулиганство», ч. 1 ст. 20.

20 КоАП РФ “Распитие алкогольной и спир­тосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.

3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше­нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.

9. Объяснение физического лица или законного представителя юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совер­шенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.

10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)

11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении: (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).

При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.

Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержа­нию протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об администра­тивном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонару­шении. При отказе получить копию протокола об административном пра­вонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.

Протокол об административном правонарушении – не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значе­ние при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе долж­ны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:

· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.

· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.

· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).

· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.

· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.

· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».

· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».

· Не следует фиксировать в протоколе объяснения на­рушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.

· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда со­общают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.

· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоя­тельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1557; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-19742.html

Как составляется протокол об административном правонарушении

Копия административного протокола вручается

Большинство людей сталкивалось с таким понятием, как протокол об административном правонарушении, причем, как правило, при весьма неприятных обстоятельствах.

Принято считать, что это документ, оформляемый сотрудниками дорожной полиции в связи с нарушением гражданами ПДД. В действительности они составляются гос. органами, уполномоченными выявлять, правонарушения, предусмотренные административным законодательством РФ.

Как составляется протокол об административном правонарушении, какого его содержание, сроки и рассмотрение?

Что такое протокол?

Это процессуальный документ, целью оформления которого является фиксация правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств для последующего рассмотрения и назначения виновному лицу соответствующего наказания.

Однако не все гос. органы наделены полномочиями рассматривать такие дела самостоятельно. При отсутствии таковых составленный в отношении гражданина, либо юр. лица документ передается в судебную инстанцию, где и решается дальнейшая судьба правонарушителя.

протокола

В соответствии со ст. 28.2 КоАП, обязательными для внесения в документ сведениями являются следующие:

  • дата и место, где составлен;
  • сведения о составителе, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • сведения о правонарушителе (его фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и адрес фактического проживания);
  • данные свидетелей и потерпевших лиц (при наличии таковых);
  • число, месяц, год и время совершенного правонарушения;
  • событие правонарушения (суть нарушения и обстоятельства его совершения);
  • статья НПА, предусматривающая наказание за совершенное правонарушение;
  • объяснение виновного лица, либо его законного представителя (чем обусловлен проступок нарушителя), а также замечания, касающиеся порядка оформления протокола (при наличии таковых);
  • отметка о согласии либо несогласии с вменяемым правонарушением;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, фигурирующим в протоколе в качестве нарушителя и свидетелей правонарушения;
  • личные подписи свидетелей, должностного лица и нарушителя (или законного представителя).

Пример заполнения образца о  мошенничестве скачать.

Порядок составления и вручения документа

Согласно действующим правовым нормам документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, составляется в присутствии непосредственного виновника.

В случае невозможности личного присутствия нарушителя – с участием его доверенного лица, имеющего на руках нотариальную доверенность, позволяющую присутствовать при составлении протокола, а также подписывать документ и предоставлять объяснения от имени доверителя.

В случае неявки указанных лиц данный документ составляется в их отсутствие, а в текст вносится запись о том, что он направлен нарушителю почтой.

Уведомление виновного лица о составлении в отношении него процессуального документа является обязательным условием рассмотрения подобных дел.

В противном случае документ может быть оспорен в суде и отменен в связи с отсутствием надлежащего уведомления виновного лица.

При этом предполагаемый нарушитель заблаговременно уведомляется о дате и месте составления протокола и только в случае его неявки документ оформляется в отсутствие виновного лица. Копия составленного без присутствия правонарушителя документа согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП направляется ему не позднее трехдневного срока с момента оформления.

Если документ составляется в присутствии правонарушителя, по завершению его оформления виновному лицу вручается копия с обязательной отметкой о вручении. В случае отказа нарушителя поставить личную подпись в протоколе, в документ вносится запись «от подписи отказался (отказалась)», однако копия все же вручается на руки.

Порядок выявления правонарушения

Место и время составления документа зависят от порядка выявления нарушения. Законодатель допускает оформление документа непосредственно на месте совершения правонарушения.

Подобные дела чаще всего связаны с нарушением ПДД, когда сотрудники ГИБДД осуществляют непосредственный контроль за соблюдением правил на дороге. Например, если водитель управляет транспортным средством в нетрезвом виде.

В этом случае протокол составляется по результатам освидетельствования на месте остановки ТС, либо сразу после освидетельствования в медицинском учреждении.

Отдельные правонарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых (на основании поступивших жалоб) проверок гос. органами соблюдения норм действующего законодательства.

Например, Федеральная инспекция по труду уполномочена проводить подобные проверки без предварительного уведомления правонарушителя. В ходе таких проверок выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, а по результатам составляется протокол об административном правонарушении.

А вот выявление правонарушений в сфере дорожного движения не всегда требует присутствия нарушителя, так как действующим законодательством предусмотрена фиксация подобных нарушений в автоматическом режиме (с использованием фото- и видео съемки).

Существуют правонарушения, которые фиксируются должностными лицами, что называется, не выходя из кабинета. Например, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату в установленный законом срок административного штрафа.

Как правило, чтобы отследить данный факт, достаточно иметь доступ к базе данных конкретного уполномоченного органа. Для составления протокола нарушитель вызывается в соответствии с установленным кодексом порядком, однако, в случае неявки допускается оформление протокола в его отсутствие.

Таким образом, главным условием успешного рассмотрения административного дела является надлежащее уведомление виновного лица о зафиксированном в отношении него административном правонарушении.

Сроки составления документа

Исходя из порядка выявления правонарушения, а также необходимости получения дополнительных сведений, ст. 28.5 КоАП устанавливаются предельные сроки, в течение которых допускается оформление документа:

  • составляется незамедлительно (на месте совершения правонарушения), если факт нарушения не требует поиска дополнительных доказательств и уточнения отдельных сведений;
  • составляется не позднее двух суток с момента выявления, если уполномоченному органу требуются дополнительные сведения, либо необходимость уточнения имеющих значение обстоятельств правонарушения;
  • составляется сразу по завершению процессуальных действий, например, по окончанию проверки. Предельный срок проведения административного расследования в соответствии со ст. 28.7 составляет один месяц, однако, в отдельных случаях законодательство допускает продление этого срока до полугода.

Рассмотрение протокола

Ст. 28.3 КоАП содержит подробный перечень государственных органов, уполномоченных составлять административные протоколы в соответствии с их компетенцией.

Каждый из этих органов вправе выявлять и фиксировать правонарушения исключительно в соответствии со своими функциями и полномочиями.

Это означает, что надзирающий в определенной сфере законодательства госорган, не имеет права выявлять и привлекать к ответственности нарушителей, совершивших административное правонарушение в иной отрасли права.

Кроме того, не все правонарушения, выявление которых находится в компетенции того или иного госоргана, подлежат рассмотрению этим органом. Отдельные статьи административного кодекса рассматриваются исключительно судебной инстанцией. Перечень органов, наделенных правом рассмотрения отдельных административных правонарушений, определен гл. 23 КоАП.

В отдельных случаях обусловлено это санкциями, предусмотренными той или иной статьей кодекса. Если положения статьи предусматривают наказание в вине административного ареста, подобного рода санкцию вправе применить к правонарушителю только суд, следовательно, и рассматривать административное дело будет судебная инстанция, а не орган, выявивший правонарушении, например, полиция.

В таких случаях на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность препровождения нарушителя к месту рассмотрения дела.

Например, нарушения административного законодательства, предусмотренные ст. 5.

35 КоАП РФ, выявляются государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением судебных решений, а также решений иных уполномоченных государственных органов (ФССП России).

При этом должностные лица Федеральной службы вправе составить процессуальный документ, однако рассматривать дело по существу и назначать наказание будет суд.

Важно отметить тот факт, что для успешного рассмотрения дела, важно не только учитывать, как составляется протокол об административном правонарушении, обязательным является и присутствие правонарушителя при его рассмотрении. В связи с этим уполномоченный орган, равно как и судебная инстанция, обязаны предварительно уведомить гражданина о дате и месте его рассмотрения.

Возможно вам будет интересна статья: Какое наказание предусмотрено за воровство?

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Арбитражный суд Ростовской области

Копия административного протокола вручается

Одним из оснований отмен судебных актов арбитражных судов вышестоящими инстанциями по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности является неисследование в полной мере судом соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности при рассмотрении указанной категории дел.

Неоднозначное толкование судами и административными органами норм Кодекса об административных правонарушениях и Постановления Пленума ВАС РФ № 10 в части соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности при составлении протокола, зачастую приводит к отменам судебных актов, в связи с чем, целесообразно обобщить практику по наиболее проблемным вопросам, осветив различие выводов судебных инстанций и выработать некоторые аспекты для правоприменения с целью формирования единообразия судебной практики.

В силу специфики рассматриваемой темы, следует разделить работу по тематике рассматриваемых проблемных вопросов:

1. Соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.

2. Требования протокола об административном правонарушении.

1. Соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.

Несоответствие фактическим обстоятельствам дела содержащихся в протоколе об административном правонарушении сведений об отказе лица, привлекаемого к административной ответственности, от ознакомления с правами и обязанностями, предусмотренными КоАП РФ об отказе от ознакомления с протоколом об административном правонарушении и вручения копии протокола об административном правонарушении является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.

Так, решением суда первой инстанции по делу № А 53-7117/2008, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, установлено, что административный орган не представил доказательств составления протокола в присутствии предпринимателя или надлежащего извещения его о месте и времени совершения данного процессуального действия.

В тексте протокола обозначено, что предприниматель отказался от его подписания и от подписи о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и КоАП РФ, о чем имеются подписи понятых.

Согласно свидетельским показаниям одного из понятых, допрошенного в суде первой инстанции, протокол об административном правонарушении составлен в его присутствии, однако далее он указал, что расписался в уже составленном протоколе об административном правонарушении, при этом ему пояснили, что предприниматель отказался от его подписания. На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о противоречивости показаний понятого, недоказанности факта его присутствия при составлении протокола в отношении предпринимателя. В этой связи факт присутствия предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении также признан судом первой инстанции недоказанным. Довод кассационной жалобы о том, что понятой увидел предпринимателя в судебном заседании впервые со времени составления протокола об административном правонарушении, является субъективной трактовкой административным органом показаний свидетеля и не был принят судом кассационной инстанции.

Суду не представлены иные доказательства составления протокола об административном правонарушении с участием предпринимателя. Также в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте совершения данного процессуального действия.

В случае доказанности надлежащим образом (показаниями свидетелей) факта присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности признан судом соблюденным.

Так, в решении суда первой инстанции по делу № А 53-17853/2007, указано, что факт присутствия руководителя Общества при составлении протокола об административном правонарушении, а также факт отказа представителя юридического лица от подписи в протоколе засвидетельствован понятыми. Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе.

1.1. Соблюдение административным органом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 28.

2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.Согласно п.

17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 27.01.

2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст.28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о времени и месте составления протокола, то оно (при совершении важного процессуального действия, результат которого имеет принципиальное значение для завершения административной процедуры) лишено предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника при неоднозначной оценке нормативных положений.

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Без предоставления этому лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно, то есть задачи производства по делам об административных правонарушениях выполнены не будут.

В то же время КоАП РФ не раскрывает такие понятия как «надлежащее извещение» и «извещены в установленном порядке», то есть порядок извещения не установлен. Что же является надлежащим извещением?

Рассмотрим этот вопрос исходя из трех критериев анализа: по форме извещения, по способу извещения и по его содержанию.

Источник: https://rostov.arbitr.ru/node/1931

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.