Кодекс административного судопроизводства это

Содержание

Кодекс административного судопроизводства РФ

Кодекс административного судопроизводства это

Добро пожаловать на сайт «Кодекс административного судопроизводства РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Задачи и принципы

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Основные блоки кодекса

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Специфические категории дел

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти.

Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ.

Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав.

С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права.

Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники.

Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека.

В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Завершение судебного процесса

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям.

При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде.

Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

Принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства это

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс) регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

об оспаривании нормативных правовых актов;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;

об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. 

Кодекс состоит из 9 разделов, 39 глав, 365 статей. Раздел «Общие положения» определил следующие основные вопросы: подведомственность и подсудность административных дел судам; состав суда; лиц, участвующих в деле и представительство в суде; доказательства и доказывание; процессуальные сроки и др.

Разделами 3-7 предусмотрен порядок административного судопроизводства: общие правила производства в суде первой инстанции; особенности производства по отдельным категориям административных дел (например, об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав); правила упрощенного (письменного) производства по административным делам; правила производства в суде апелляционной инстанции; пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений. Разделом 8 определены процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.

Кодекс вводится в действие с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6505907

Знакомьтесь: Кодекс административного судопроизводства РФ

Кодекс административного судопроизводства это

Через несколько месяцев вступит в силу новый процессуальный кодекс, который регулирует вопросы административного судопроизводства (не путать с КоАП РФ!).

Он устанавливает порядок рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции.

Расскажем, какие именно категории дел будут рассматриваться в соответствии с новым кодексом, раскроем его основные положения и сравним их с нормами других процессуальных кодексов.

Скоро вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), который регулирует отношения в сфере административного судопроизводства судами общей юрисдикции. Его инициатором стал Президент РФ, что говорит об особой значимости этого кодекса.

Из пояснительной записки к нему можно сделать вывод, что главной целью документа является совершенствование порядка административного судопроизводства, в том числе путем его гармонизации с базовыми принципами правосудия. КАС РФ начнет действовать 15 сентября 2015 г.

, за исключением отдельных норм, вступающих в силу в более поздние сроки. Проанализируем наиболее значимые изменения.

Немного истории

О необходимости разработки и принятия КАС РФ было объявлено уже давно, причем с самых высоких трибун. Примерно 20 лет назад в Указе Президента России от 06.06.

1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в целях борьбы с коррупцией и злоупотреблениями чиновников Правительству РФ была поставлена задача разработать в 1996 году проект Административного кодекса Российской Федерации.

А позднее, с 2000 года, уже высшими судьями на различных съездах снова поднимался вопрос о необходимости принятия кодекса, где был бы прописан четкий, понятный порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

В этой связи Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев неоднократно заявлял о насущной необходимости принятия КАС РФ и видел в нем более эффективный и действенный механизм защиты прав граждан и компаний в судебных спорах с органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с нынешним порядком, который закреплен в ГПК РФ и утрачивает силу с момента вступления в силу КАС РФ.

Необходимо отметить, что ВС РФ не ограничился только голословными заявлениями, а начиная с 2003 года внес в Госдуму ряд законодательных инициатив, в том числе и проект КАС РФ (законопроект № ­381232-4), который «завис» на много лет в недрах нижней палаты и в итоге был снят с рассмотрения. А уже в 2012 году на VIII Всероссийском съезде судей о необходимости принятия КАС РФ заявил Президент России Владимир Путин.

Главный недостаток ГПК РФ судьи и некоторые независимые эксперты справедливо видели в особенностях гражданско-процессуального судопроизводства, которые предполагают не только юридическое, но фактическое равноправие сторон.

В то же время в споре с органами власти такое равноправие отсутствовало.

КАС РФ во многом снимает процессуальное несовершенство ГПК РФ и является тем «адекватным процессуальным инструментарием», о необходимости внедрения которого ­говорилось на протяжении длительного времени.

Вместе с тем некоторые эксперты ставят под сомнение необходимость объединения в КАС РФ различных в процессуальном плане категорий споров, например, таких как дела, возникающие из публичных правоотношений, и дела о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации. Такое объединение плохо ­сочетаемых элементов многим представляется ошибочным.

Кас рф и другие процессуальные кодексы

Введение институтов административного искового заявления, правосубъектности иностранных организаций и некоторых других важнейших положений в КАС РФ (о них мы еще скажем), делает новый кодекс немного похожим на ГПК РФ. Некоторые сходные нормы, например, касающиеся разумного срока судопроизводства, имеются не только в КАС РФ, но и в ГПК РФ, АПК РФ и даже в УПК РФ.

Надо отметить, что порядок административного судопроизводства закреплен, в частности, в АПК РФ, но применительно к экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Там регламентации административного судопроизводства посвящен раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

И, по мнению некоторых экспертов, в настоящее время именно арбитражные суды аккумулируют на себе основную часть ­административного ­правосудия.

Вместе с тем наибольшую процессуальную правопреемственность можно отметить между КАС РФ и ГПК РФ.

Общее в КАС РФ и ГПК РФ

В обоих кодексах содержится во многом схожий исковой порядок инициирования дела. И в КАС РФ и в ГПК РФ есть нормы по общим положениям, подведомственности дел, составу и др.

Так, например, по общему правилу, дела, возникающие из публичных правоотношений, в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Эта норма закреплена как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 29 КАС РФ).

Аналогичная ситуация и с порядком подачи заявления заинтересованного лица по данной категории дел, который установлен как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).

Важно отметить, что с 15 сентября 2015 г. утрачивают силу ­некоторые положения ГПК РФ. Среди них:

  • подраздел III 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II ГПК РФ;
  • глава 22.1 ГПК РФ «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок»;
  • глава 35 ГПК РФ «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое ­освидетельствование в недобровольном порядке».

Утрачивающие силу положения ГПК «перекочевывают» в новой редакции в КАС РФ. В этом, полагаем, и есть основная идея КАС РФ: рассмотрение дел из публичных правоотношений не должно регулироваться нормами ГПК РФ, т.к. у него совсем другая природа, принципы и иные ­особенности ­правового регулирования.

Различия между КАС РФ и ГПК РФ

Между КАС РФ и ГПК РФ есть и существенные различия. Так, в частности, в КАС РФ регламентирована правосубъектность иностранных ­организаций (ч. 7 ст. 5), а в ГПК РФ ничего подобного нет.

В КАС РФ не устанавливается специализированная категория судов, которые должны рассматривать регламентированные в нем ­разновидности дел. Эту функцию выполняют обычные суды общей юрисдикции.

В соответствии с ГПК РФ дело может быть инициировано по заявлению заинтересованного лица (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), а в КАС РФ – по административному исковому заявлению (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). То есть в данном случае предусмотрена особая административно-процессуальная форма составления и подачи такого заявления.

Общий порядок судопроизводства

По общему правилу административное дело возбуждается по месту нахождения ответчика (ст. 22 КАС РФ).

Каждая из сторон участвующих в деле, состязается с другой, обосновывает и доказывает свою позицию со ссылкой на правовые акты и ­доказательства (в том числе аудио- и видеозаписи, экспертизы и т.п.).

По общему правилу дело в суде первой инстанции рассматривается и разрешается судьей единолично (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Суд может принять меры как предварительной защиты (например, приостановить полностью или частично действие оспариваемого решения, запрета совершать определенные действия и т.п.

), так и процессуального принуждения, в частности, объявить предупреждение, удалить из зала судебного заседания и др. (ст. 85 и 116 КАС РФ).

Если лицо по какой-либо причине не может принять реальное участие в судебном заседании, то оно может там присутствовать виртуально посредством системы видеоконференц-связи (ст. 142 КАС РФ).

Необходимо отметить, что в разделе IV КАС РФ регламентированы особенности рассмотрения отдельных категорий дел:

  • о признании нормативного правового акта недействующим;
  • об оспаривании (о признании недействительными) решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Категории административных дел

По правилам КАС РФ будут рассматриваться, в частности, дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ­государственных и муниципальных служащих;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих (в том числе саморегулируемых) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • защите избирательных прав граждан;
  • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумные сроки в судах общей юрисдикции;
  • приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческих организаций;
  • прекращении деятельности средств массовой информации;
  • взыскании денег в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;
  • принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или противотуберкулезную организацию.

Положения КАС РФ не распространяются на производства по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства бюджетов (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).

Также КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, которые отнесены к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке в судах общей юрисдикции и ВС РФ.

Кто может стать инициатором дела

По общему правилу в суд с административным иском может обратиться каждое заинтересованное лицо. Это правило распространяется и на иностранцев.

Но для них могут вводиться ограничения при ущемлении процессуальных прав российских компаний и граждан.

При этом истец должен обладать административно-процессуальной правоспособностью и дееспособностью, а в отношении иностранных организаций – административно-процессуальной правосубъектностью.

Подведомственность споров

Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции.

Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом.

Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо ­Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).

Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:

  • формирования кадрового состава судей (из-за отсутствия в судах общей юрисдикции специализированных коллегий и составов по рассмотрению административных дел);
  • преобразований в судах общей юрисдикции в связи со вступлением в силу КАС РФ и др.

Участники дела

К числу участников административного дела в суде относятся (ст. 37 КАС РФ):

  • стороны, т.е. истец и ответчик (или несколько истцов и ответчиков);
  • заинтересованные лица;
  • прокурор;
  • органы, организации и лица, защищающие интересы других (неопределенного круга) лиц.

Истцами могут быть физические и юридические лица, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами (ч. 3 ст. 38 КАС РФ).

Ответчиками могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, а также иные органы, должностные лица и организации, наделенные ­публичными полномочиями (ч. 5 ст. 38 КАС РФ).

Процессуальная правосубъектность

КАС РФ вводит и регламентирует понятие и особенности реализации административной процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности иностранных организаций. Введение этого понятия является одной из наиболее важных новаций не только административного, но и всего российского законодательства. Ранее его не было ни в одном из российских кодексов.

https://www.youtube.com/watch?v=DQ7pHbnlxLA\u0026list=PLZX4yjZrEVZEITM36gHtX6bH9B-K33Ocf

Термин правосубъектность (порой в разных смыслах) был характерен, в основном, для актов международного права, таких, например, как:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/protsessualnye-aspekty/43978-znakomtes-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf/

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ

Кодекс административного судопроизводства это

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

Текст Кодекса опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 9 марта 2015 г., в “Российской газете” от 11 марта 2015 г. N 49, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391

Постановления Конституционного Суда о признании отдельных норм КАС не соответствующими Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г.

N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

– ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости,

– и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2018 г.

N 42-П часть 15 статьи 239 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 марта 2020 г.

N 12-П часть 4 статьи 240 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении (в удовлетворении) судом административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в связи с пропуском заявителем (кандидатом) десятидневного срока обращения в суд, установленного данным Кодексом, в случае предварительного обжалования таким заявителем (кандидатом) решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

https://www.youtube.com/watch?v=4CKFtFCK1AI\u0026list=PLZX4yjZrEVZEITM36gHtX6bH9B-K33Ocf

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 июня 2016 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июня 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 мая 2016 г.

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Источник: https://base.garant.ru/70885220/

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства это

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса – административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов.

В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

https://www.youtube.com/watch?v=RJ5BOeBHBCc

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32).

Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33).

А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних.

В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Какие лицензионные требования предъявляются УК, читайте в этой статье.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).Подробности о реформе ГИС ЖКХ можно узнать из этой статьи.

Что важно для УК

Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) – таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) – согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) – за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление.

В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

О том, какие меры может применять УК по воздействию на должников ЖКУ, вы можете прочитать в этой статье.

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.

Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст.

175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст.

175 – 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/6779-neprikasaemye-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.