Какой суд рассматривает административные дела

Дела административного судопроизводства, подсудность

Какой суд рассматривает административные дела

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика.

Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Источник: https://iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

Какой суд рассматривает административные дела

Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;

12) об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;

13) о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;

14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

15) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.

2. Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiiskoi-federatsii-ot-08032015/razdel-i/glava-2/statja-20/

Статья 22.1 КОАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Какой суд рассматривает административные дела

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 22.1 КоАП РФ посвящена судьям и органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. В части первой комментируемой ст. 22.1 КоАП РФ в общем виде закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи (мировые судьи). В соответствии со ст.

4 Федерального конституционного закона от 31.12.

1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (далее – Закон N 1-ФКЗ) в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

– Конституционный Суд Российской Федерации;

– Верховный Суд Российской Федерации;

– кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-III/Glava-22/Statya-22.1/

Определяем подсудность: в какой суд обращаться с иском. Часть 3

Какой суд рассматривает административные дела

Если разрешить спорную ситуацию по подведомственности не получилось в досудебном порядке, то важно разобраться с подсудностью, то есть в какой суд (судье) следует обратиться для дальнейших разбирательств.

Подсудность деяний, за которые предусмотрена уголовная или административная ответственность в большинстве случаев определяется компетентными органами.

А вот с подсудностью гражданских, административных и конституционных споров заявителю придется разбираться самостоятельно.

Мировой судья

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

4) дела об определении порядка пользования имуществом;

5) дела об административных правонарушениях.

Районный суд

Районный суд рассматривает:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий;

3) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

4) дела особого производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Арбитражный суд

К подведомственности арбитражного суда законом отнесены:

1) дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя

3) дела о несостоятельности (банкротстве);

4) дела по корпоративным спорам;

5) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

6) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

7) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

8) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

9) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конституционный суд

К компетенции Конституционного суда РФ относится:

1) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

2) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

5) по запросам федерального органа исполнительной власти, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

6) дает толкование Конституции Российской Федерации;

7) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=GDTbBFwo8-8

Таким образом, Вы теперь знаете, в какой государственный орган следует обращаться на стадии досудебного разрешения спора и в случае неудовлетворения результатом, в какой суд подавать заявление.

О юрисдикции органов местного самоуправления, их должностных лиц и некоторых другие субъекты права, например, нотариусов, арбитражных управляющих, патентных поверенных, медиаторов, третейских судов и различных СРО будет рассмотрена в следующей статье.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokat_power/opredeliaem-podsudnost-v-kakoi-sud-obrascatsia-s-iskom-chast-3-5ccc6d76e22eaf00b3273f6a

В каком суде рассматривается дело об административном правонарушении

Какой суд рассматривает административные дела

В правовой сфере административная ответственность наступает намного чаще уголовной. К популярным видам нарушений относят:

  • Несоблюдение норм дорожного движения.
  • Нецензурные высказывания, оскорбление других людей.
  • Распитие алкогольных напитков и оставление мусора в общественных местах.
  • Хищения небольших размеров и так далее.

Административное право

Все нарушения и ответственность за них расписана в Кодексе РФ.

https://www..com/watch?v=ytadvertiseru

Размеры взысканий различаются в зависимости от вида нарушения. Условно штрафы можно разделить на две группы:

  1. Определенные — взыскания имеют конкретные размеры, которые установлены законом, например, за проезд без билета в общественном транспорте.
  2. Относительные — не имеют точной суммы, определенной законом. Существуют лишь рамки, в пределах которых располагается сумма, уплачиваемая за правонарушение.

Кроме того, статус правонарушителя увеличивает сумму налагаемого штрафа. За одно и то же нарушение отдельный человек или организация будут платить разную сумму. Наибольший размер штрафных санкций у юридических лиц, а именно:

  • ответственность физических лиц не превышает 5000 рублей;
  • должностных — 50 000 р.;
  • юридических — не выше миллиона рублей.

Административное наказание за ДТП в зависимости от тяжести происшествия составляет от 500 до 30 000 рублей.

За несоблюдение ПДД, ставшее причиной ДТП, полагается штраф в 1 000 рублей

Судебное разбирательство имеет последовательный и логичный порядок. Комплексное рассмотрение дела с учетом всех доказательств позволяет вынести справедливое решение.

Рассмотрение административных дел — основная стадия административно судопроизводства. Перед этим мировой судья подготавливает дело, проверяет его:

  • на соответствие области его компетенции;
  • на наличие причин для самоотвода — если судья родственник участников дела или имеет личную заинтересованность в исходе;
  • на корректность составления документов, в частности протокола и материалов дела;
  • на наличие обстоятельств, которые могут иметь отношение к прекращению рассмотрения;
  • достаточное ли количество материалов собрано для объективного и полного рассмотрения;
  • включены ли в дело ходатайства и отводы.

На этапе подготовки дела к рассмотрению на судебном закрытом слушании должны быть оформлены необходимые ходатайства и добавлены к материалам дела.

Для этого правонарушитель должен их принести лично в судебный орган или отправить по почте. Судебное разбирательство проводится по месту фиксации правонарушения или может быть осуществлено по месту проживания водителя.

Во втором случае нарушителю нужно написать соответствующее ходатайство.

Также учитывается ходатайство об отсутствии на судебном слушании. Тогда заседание проводится без участия правонарушителя, но для этого нужно иметь весомую причину — болезнь, проживание в отдалении.

По желанию водителя его интересы в суде может представлять адвокат, либо присутствовать его доверенное лицо. В первом случае необходимо прикрепить ордер, во втором — доверенность, которая подтверждена и оформлена у нотариуса.

https://www.youtube.com/watch?v=8kcKEoaIAY8

Прикрепленные ходатайства рассматриваются судьей незамедлительно. По их итогам он выносит определение заявителю — результат рассмотрения ходатайства.

Все ходатайства прикрепляются к делу

Судья может вынести решение об отложении рассмотрения дела, если:

  1. поступило заявление об отводе или самоотводе судьи;
  2. отвод эксперта или переводчика мешает рассмотрению дела;
  3. есть необходимость в явке участника процесса, в запросе дополнительных сведений или установления экспертизы.

Если есть основания, исключающие судебное производство, без рассмотрения дела принимается решение о прекращении производства. Это постановление принимается по ходатайству сторон или по инициативе судьи.

Правила рассмотрения административных дел содержат срок, в течение которого оно должно быть завершено — 15 дней с момента получения протокола судьей. Если необходима дополнительная экспертиза и выяснение всех обстоятельств, то срок продлевается, но не больше чем на месяц.

Важно! Если водителю за совершенное правонарушение грозит арест, то дело изучается судьей в краткий срок — в течение 1 дня, при задержании — за 48 часов.

Схема проведения процесса начинается с оглашения имеющихся материалов и протокола, объяснения прав, разъяснения, какое дело подлежит рассмотрению. Заслушиваются показания свидетелей, объяснения сторон обстоятельств происшествия, результаты экспертиз. На основе всех данных судья выносит постановление, которое объявляется по окончании заседания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении в ГИБДД менее эффективно, чем в суде. Это объясняется тем, что при быстром составлении протокола многие водители не успевают понять, что подвергаются административному наказанию. В суде весь порядок соблюдается четко, все доказательства и документы рассматриваются тщательно.

Предлагаем ознакомиться:  Как отменить судебный приказ, если пропущен срок?

По факту несоблюдения ПДД или возникновения ДТП виновнику выдается постановление. Его возможно обжаловать либо в суде, либо в ГИБДД.

При получении постановления на руки, по почте или от инспектора, важно указать дату. С этого момента начинается десятидневный срок обжалования постановления.

Обратившись в ГИБДД, нужно посмотреть имеющиеся материалы и на их основе выстраивать свою защиту и аргументы.

Важно! Если срок обжалования постановления истек, но правонарушитель поздно его получил и ознакомился, то его можно восстановить. Для этого нужно написать ходатайство, в котором необходимо аргументировать причины пропуска уважительными причинами и приложить доказательства (например, билеты на самолет или выписку из больницы). Эти документы должны быть приложены к делу.

Судебное разбирательство административных правонарушений

Виды административных правонарушений

При повторении нарушения административного права наказание может быть ужесточено вплоть до лишения прав. Если водитель уже подвергался административному наказанию за вождение в пьяном состоянии, привлекался к уголовной ответственности или отказался от медицинской проверки на алкоголь, то ему грозит уголовное наказание — тюремный срок до 2 лет.

https://www..com/watch?v=ytcreatorsru

Привлечение к административной ответственности с последующим рассмотрением в суде отнимает много времени и денег.

Чтобы избежать волокиты, следует соблюдать правила дорожного движения и быть аккуратным, внимательным на дороге. Это предостережет не только от мелких штрафных санкций, но и от серьезных дорожных происшествий.

От водителя зависит безопасность его самого и других участников движения.

Источник: https://neddom.ru/kakom-sude-rassmatrivaetsya-delo-administrativnom-pravonarushenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.