Административное расследование по факту дтп

Содержание

Расскажу всё об административном расследовании ДТП: когда проводится, зачем нужно и какие сроки установлены

Административное расследование по факту дтп

Приветствую всех, это Кулик Илья. Как вы понимаете, не всегда при дорожной аварии ясно, кто и в чём виноват. А выяснить это необходимо, ведь виновник должен понести наказание, и нельзя, чтобы был наказан невиновный.

Поэтому для выяснения обстоятельств происшествия назначается административное расследование ДТП, в процессе которого будет определяться факт правонарушения. В каких случаях его проводят, как проходит расследование и какое значение имеют его итоги для участников аварии, я расскажу вам в сегодняшней статье. Поехали!

Варианты оформления правонарушения при ДТП

Инспектор имеет право при обнаружении противоправных поступков:

  • вынести постановление об административном правонарушении. Это возможно, только когда положенное наказание –  штраф или предупреждение. Другие меры может применить только суд. А также этот документ не оформляется, если лицо, подлежащее ответственности, не согласно с обвинением или применяемой к нему мерой, или его возраст менее 16 лет, или оно является военнослужащим/призванным на военные сборы гражданином либо имеет специальное звание (ст. 2.5 КоАП РФ);
  • оформить протокол об АП. То есть зафиксировать факт совершения АП. Наказание определяется позже;
  • вынести определение о возбуждении административного дела и проведении расследования;
  • вынести определение о прекращении дела. Бывает, когда состава правонарушения не обнаружено.

В каких случаях проходит административное расследование дтп

Основной причиной возбуждения дела по КоАП, следовательно, для назначения расследования, является выявление противоправного деяния, для выявления всех обстоятельств которого необходимо длительное время или проведение экспертиз.

Чаще всего расследование назначается, когда из-за нарушения ПДД в дорожной аварии причинён лёгкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места столкновения, а также при спорных случаях, когда водители расходятся во взглядах на причины случившегося.

Когда же подозревается причинение тяжкого телесного ущерба или есть погибшие, возбуждается уголовное дело и начинается следствие.

Примечание. Определение о расследовании выносится и в отношении высших государственных чинов, а также иностранцев, пользующихся иммунитетом.

Что определяется в итоге

Проведение расследования входит в полномочия сотрудников автоинспекции. В его ходе выясняются все обстоятельства, от которых зависит виновность участников ДТП и которые необходимы для определения меры наказания, если вина будет доказана.

Административное расследование – это только выяснение обстоятельств случившегося, по сути, то же самое, что делает в обычном случае автоинспектор на месте происшествия, только более длительное по времени, а не рассмотрение самого дела. Оно нужно только для выяснения: было ли правонарушение или нет, а если было, то в чём состояло.

Определение наказания, которое фиксируется постановлением об АП – это отдельный процесс. И существует вероятность, что протокол об АП будет оспорен, и лицо, по действиям которого проводилось расследование, будет признано невиновным.

Как оформляется

Выносится соответствующее определение сразу как становится известным, что совершено правонарушение, требующее такой процедуры, как расследование. То есть сразу на месте аварии при оформлении документов.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об АП (ЛВОК – на сленге юристов), а также остальным участникам процесса, объясняются их обязанности и права, что фиксируется в тексте определения.

Копия определения выдаётся потерпевшему и виновнику, о чём они свидетельствуют своей росписью. Когда это невозможно, копии высылаются на их адрес. Выдача или отправка копий должна быть осуществлена не позже суток после составления определения.

Бланк определения о расследовании

Образец формы определения о возбуждении дела об административном правонарушении утверждён Приказом МВД РФ №664. Им же регламентируются все процедуры, касающиеся безопасности движения. Скачать бланк можно по этой ссылке.

В определении на лицевой стороне пишется:

  • дата и место написания бумаги;
  • должность, звание и ФИО сотрудника;
  • причина возбуждения дела;
  • информация, доказывающая наличие правонарушения;
  • статья, предусматривающая наказание.

На обратной стороне копий, вручаемых виновнику и ЛВОК, приводится содержание статей КОАП, содержащих положения об их правах и обязанностях.

Как проходит расследование

Когда выясняется, что для принятия решения нужно длительное расследование, дело направляется в отдел дознания того подразделения ГИБДД, сотрудники которого оформляли происшествие. Назначается группа разбора, на которую должны явиться участники инцидента.

Предварительно опрашиваются очевидцы, изучаются материалы, собранные на месте происшествия, составленные бумаги.

Так как документы, зафиксировавшие аварию, один из основных объектов для проведения расследования, очень важно их правильное составление и полнота информации.

По статистике в 75-90% случаев на предварительное расследование и изучение материалов уходит от трёх дней до одного месяца.

Группа разбора

Во время проведения группы разбора будут выясняться подробности происшедшего на основании составленных документов, а также беседы с каждым из участников инспектора, ведущего дело. Иногда требуются экспертизы, которые помогают восстановить механизм происшествия, например, трасологической.

Участникам надо тщательно подготовиться к разбору, продумать, как они будут отстаивать свою точку зрения на произошедшее. В сложных ситуациях полезна консультация и помощь юриста. На основании результатов разбора принимается решение о том, совершены ли лицами, попавшими в ДТП, правонарушения, и какие именно.

Когда причинён телесный вред

Для определения тяжести ущерба, нанесённого здоровью сотрудник ГИБДД вправе запросить информацию в медучреждении, где оказывалась медицинская помощь потерпевшему. Возможно при необходимости и проведение судебно-медицинской экспертизы.

Но заключение о степени вреда является предварительным и необходимо только для определения положения КоАП, по которому подлежит ответственности ЛВОК. Степень тяжести травм может установить только судна основании данных судебно-медицинской экспертизы.

Примечание. Если во время расследования обнаружится причинение тяжкого вреда, то административное дело прекращается, возбуждается уголовное дело, материалы передаются в органы следствия.

Сроки

В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.

Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:

  • 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
  • 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
  • 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.

Срок расследования может быть продлен на срок до 6 месяцев решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Продление времени расследования

В документе о продлении времени расследования обязательно пишется:

  • время и место оформления;
  • должность и фамилия с инициалами лица, составившего его;
  • обоснование продления срока расследования;
  • дата, до которой продлевается разбирательство по делу;
  • подпись руководителя, вынесшего определение или его заместителя.

Оформленная бумага в течение суток вручается или отправляется, например, по почте ЛВОК и потерпевшему.

Когда случилась авария без пострадавших

Когда инцидент обошёлся без человеческих травм, руководитель подразделения, в котором разбирается дело, может продлить расследование на время, не большее 1 месяца. Таким образом, наибольшее по времени расследование может продолжаться два месяца. В большинстве случаев это более чем достаточно для полноценного разбора происшествия.

Сколько длится расследование ДТП с пострадавшими

Когда разбирается дело о причинении в ДТП лёгкого и средней степени вреда здоровью, период разбирательств может быть увеличен на срок максимум до полугода. В первую очередь такое время необходимо для определения тяжести травм.

Итог расследования

В конце проведённой работы должен быть вынесен протокол об АП, если будет определён факт правонарушения в поступках ЛВОК, или постановление о прекращении дела, когда нет оснований для наказания этого лица.

При составлении протокола, если определение наказания находится в полномочии должностного лица, разбирающему дело, он сам в течение 3 дней выносит постановление об АП. А если КоАП предусматривается мера, отличная от штрафа дело передаётся в такой же срок в суд (или немедленно, если статья, по которой ведётся дело подразумевает арест), что закрепляется соответствующим определением.

Напомню, что постановление об АП, в любом случае может быть обжаловано в течение 10 суток в вышестоящем подразделении полиции или в суде.

Подведём итоги

  • административного расследования необходимо для определения факт совершения правонарушения;
  • наказание виновному не определяется в ходе этого расследования;
  • обычный срок – 1 месяц, возможно продление;
  • итогом расследования становится протокол об АП или прекращение дела.

Заключение

Административное расследование – это выяснение обстоятельств ДТП, проводимое в случае невозможности определить их сразу. В завершение выносится протокол об АП или дело прекращается.

Если остались неясности по теме прочитанного – пишите в комментарии, я постараюсь ответить.

-бонус: 5 случаев когда ты не зассал и спас жизнь! Второй выпуск.

У меня на сегодня всё. Чтобы поделиться с друзьями в социальных сетях прочитанной статьёй достаточно нажать соответствующую кнопку ниже. А подписка на рассылку статей – удобный способ всегда быть в курсе новых материалов. Всего доброго!

П. С.: Изображения взял здесь: drive2.ru/r/bmw/1302075. На фото – BMW Z4.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/administrativnoe-rassledovanie-dtp-dlya-chego-i-kak-provoditsya-i-skolko-dlitsya.html

Порядок оформления и расследования ДТП

Административное расследование по факту дтп

Согласно требованиям нормативных документов по учёту ДТП все они подразделяются по своим последствиям на отчётные и неотчётные происшествия. К отчётным происшествиям относятся те, которые привели к гибели или причинению ущерба здоровью участников ДТП.

Такие события подлежат учёту в государственном масштабе и фигурируют в различных сводках и периодических отчётных материалах официальных органов власти.

Неотчётными считаются дорожные происшествия, которые обошлись без жертв и ранений, независимо от того, был или не был нанесён материальный ущерб.

Если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, который должен выполнить следующие действия:

  • собрать письменные объяснения участников аварии и показания свидетелей;
  • сделать осмотр места столкновения автомобилей и их повреждений;
  • составить схему ДТП;
  • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
  • в зависимости от обстоятельств дела и выяснения истинного виновника ДТП инспектором выносится постановление о правонарушении или постановление по дальнейшему расследованию дела.К делу должны прилагаться вещественные доказательства. Если у инспектора возникнут подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Данная процедура не является обязательным действием для разбирательства дела.

На данном этапе большое значение имеет правильность и полнота составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Поэтому участникам происшествия важно проконтролировать, чтобы инспектор в полном объёме внёс все обстоятельства столкновения и правильно истолковал событие, не допуская ошибок и искажений.

1. Составление схемы происшествия

Оформление ДТП начинается с того, что составляется схема происшествия, которая представляет собой нарисованный от руки чертёж, где отмечается:

  • место происшествия с указанием улиц и основных ориентиров;
  • расположение знаков, разметки, светофоров, регулирующих движение;
  • место встречи машин с указанием расстояний от местных ориентиров и их расположение после столкновения.Измерения должны проводиться не шагами, а с помощью рулетки или других измерительных средств. С составленной схемой должны ознакомиться участники ДТП под роспись. Инспектор ДПС обязан внести в схему все изменения и дополнения, которые отмечены участниками аварии. Ставя свою подпись под схемой, обе стороны происшествия признают правильность её составления.

: Оформление ДТП по новым правилам

Если инспектор игнорирует обоснованные замечания одной из сторон столкновения, то это является основанием для обжалования его решения. Кроме участников аварии схема подписывается также двумя понятыми. После этого проезжая часть улицы освобождается для свободного движения транспорта.

2. Выяснение причин ДТП

Следующий этап – письменное изложение причин произошедшего столкновения сторонами конфликта и свидетелями инцидента. Для водителей столкнувшихся машин важно грамотное и логическое объяснение своих действий, основанных на положениях ПДД. Это позволит в какой-то мере убедить инспектора в правильности своей версии произошедшего и уменьшить долю ответственности за случившееся событие.

3. Оформление протокола о ДТП

Оформление протокола происшествия и справок о ДТП, экземпляры которых предоставляются обоим водителям столкнувшихся машин. В справках должны быть указаны все видимые повреждения, полученные автомобилями в результате случившейся аварии.

На основе этой справки будет определяться страховая сумма компенсации, выделяемая страховой компанией на восстановление автомобиля, поэтому важно не упустить какие-то дефекты незаметные с первого взгляда, однако нельзя приписывать сюда старые неисправности.

4. Вынесение постановления о ДТП

Венцом расследования и оформления аварии является вынесение постановления о нарушении ПДД, где определяются виновник происшествия и потерпевший, мера ответственности на основании статей КоАП.

Нередко встречаются случаи, когда оба водителя становятся виновниками столкновения и в отношении каждого из них определяется своя мера ответственности.

Решение, выносимое инспектором в постановлении, должно основываться на конкретных пунктах ПДД, которые были нарушены виновником происшествия, и подтверждаться конкретными фактическими данными и признаками.

Если водитель, который определён в постановлении и протоколе в качестве виновника ДТП, не согласен с решением инспектора ДПС в части установления вины или меры ответственности, он имеет право обжаловать его действия в установленном порядке в десятидневный срок с момента получения постановления. Для этого он должен записать свое несогласие с постановлением в протоколе о ДТП, обосновывая свои претензии существенными доводами и положениями нормативных документов.

Составление протокола при дтп

За нарушение большинства пунктов ПДД законом предусмотрено наказание в виде административного штрафа. Он должен выплачиваться не в руки инспектора, а в казну через отделение Сбербанка.

Единая база данных, в которую заносятся все назначенные административные штрафы, позволяют оперативно отслеживать их уплату и выявлять неплательщиков, в отношении которых применяются дополнительные удвоенные штрафы и меры принудительного взыскания.

Следует помнить, что выплата штрафа погашает только факт нарушения Правил, но не освобождает от долга перед пострадавшей стороной по возмещению причинённого ущерба.

Более строгие виды наказания, такие как лишение прав, административный арест, конфискация транспортного средства, предусмотренные статьями КоАП за нарушение соответствующих пунктов ПДД, имеет право назначать только суд, куда отправляются все материалы дела в случаях, подпадающих под такие нарушения.

На заседание суда участники инцидента вызываются судебной повесткой. Срок рассмотрения дела в суде не должен превышать трёх месяцев.

Если инспектор по каким-то причинам не может на месте определить истинного виновника ДТП, то он отправляет все материалы дела в то отделение ГИБДД, где производится дознание. В отделение формируется группа разбора ДТП,  на которую в назначенное время приглашаются все участники аварии.

Время проведения группы разбора, как правило, назначает инспектор на месте ДТП.Чаще всего время  выдав участникам происшествия предписания с указанием даты, времени и адреса прибытия в отделение для ознакомления с решением. При этом срок рассмотрения дела в ГИБДД не должен превышать 15 дней.

Порядок оформления ДТП при отчётном происшествии

Если в результате ДТП имеются жертвы или нанесён ущерб здоровью людей, то место аварии приезжает опергруппа, состоящая из инспектора ГИБДД, специалиста по криминалистике и розыску, следователя. Оперативная группа проводит осмотр места аварии и готовит следующие документы:

  • протоколы результатов осмотра места происшествия и состояния автомобилей участников аврии;
  • схему ДТП;
  • объяснительные записки участников ДТП и свидетелей аварии;
  • справку о ДТП;
  • акт тестирования водителей на употребление алкоголя и наркотических веществ.

В дальнейшем собранные материалы дела передаются дознавателю ГИБДД, который анализирует присутствие признаков преступления в действиях виновника ДТП и по их результатам выносит решение о квалификации дела как административного или уголовного.

В первом случае происходит оформление инцидента, как административного нарушения с вынесением постановления о привлечении к ответственности по определённой статье КоАП.

Во втором — дело передаётся органам прокуратуры или следственным органам для проведения уголовно-процессуальных действий в соответствии со ст. 264 УК РФ.

Решение об открытии уголовного производства принимает прокурор или начальник следственного отдела. Известно, что не все заведённые уголовные дела доходят до суда.

При отсутствии человеческих жертв и примирении сторон с выплатой морального и материального ущерба потерпевшим следователь может прекратить открытое уголовное дело в процессе расследования.

Такое же решение может вынести и судья в ходе судебного разбирательства, если потерпевший подаст ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении виновника ДТП.

Привлечение к административной ответственности автоматически отменяет уголовную ответственность и наоборот. Границу между ними определяет тяжесть понесённых пострадавшим телесных повреждений, которая по уголовному законодательству подразделяется на лёгкую, среднюю и тяжёлую степень. При наличии тяжкой степени телесных повреждений наступает уголовная ответственность.

Осмотр полученных потерпевшей стороной телесных повреждений производится судмедэкспертом, который и определяет степень их тяжести и указывает её в своём заключении.

Заключение судмедэкспертизы обязательно должно быть приложено к уголовному делу.

Любая ответственность действительна только после вынесения соответствующего постановления ГИБДД или решения суда и начинает действовать после окончания 10-дневного срока на их обжалование.

Сроки расследования ДТП с пострадавшими и без них

С даты вынесения определения на расследование ДТП отводится, как правило, 1 месяц. Но в некоторых случаях время для проведения расследования может увеличиваться. Если авария произошло без пострадавших, то сроки расследования могут продлить еще на 1 месяц.

Следовательно, общее время расследования будет 2 месяца с момента вынесения определения ДТП.

Если в инциденте пострадали люди с причинением вреда средней и тяжелой степени, то срок расследования могут продлеваться до 6 месяцев для установления вреда здоровью пострадавших в ДТП.

Если время расследования увеличивается, то следователем подписывается акт на продление, в котором указывается:

  • причины продления;
  • фамилия и должность лица, продлившего расследования;
  • время и место;
  • пишется  дата, до которой продлевается разбирательство;
  • подпись руководителя подразделения.

Копия этого документа рассылается всем участникам аварии. До момента завершения расследования страховые выплаты на выплачиваются.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/poryadok-oformleniya-i-rassledovaniya-dtp/

Порядок проведения административного расследования и процессуальной проверки по факту ДТП с пострадавшими лицами

Административное расследование по факту дтп

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которых пострадавшим причинены телесные повреждения (в том числе повлекшие смерть человека), сотрудниками внутренних дел проводится проверка, результаты которой оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (при наличии сведений о причинении вреда здоровью, которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью, либо повлекшие смерть человека).

За нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 Кодекса соответственно.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – на срок до шести месяцев.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24или ч.2 т.12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Кроме того, при проведении административного расследования сотрудники органов внутренних дел проводят следующие мероприятия:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, назначаются необходимые экспертизы (судебно-медицинская, автотехническая, ситуационная), осуществляют взятие проб и образцов, производится сбор вещественных доказательств (орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы), документов, показаний специальных технических средств, направляются поручения и запросы, истребуются необходимые сведения (о работе уличного освещения, режима работы светофорного объекта, проведения ремонта и реконструкция дорожного полотна, установки знаков дорожного движения).

После чего должностным лицом органа внутренних дел производится оценка полученных доказательств.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

При выявлении признаков преступления в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе при проведении расследования по делу об административном правонарушении (например, при причинении в результате ДТП тяжкого вреда здоровью человека, либо телесных повреждений, повлекших смерть человека), должностные лица органов внутренних дел прекращают производство по делу об административном правонарушении и незамедлительно направляют собранные материалы руководителю следственного органа для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, руководитель следственного органа, следователь, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125  УПК РФ.

При наличии повода и основания руководитель следственного органа либо следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. После чего проводится предварительное следствие по уголовному делу.

Источник: https://prokabinsk.ucoz.ru/publ/porjadok_provedenija_administrativnogo_rassledovanija_i_processualnoj_proverki_po_faktu_dtp_s_postradavshimi_licami/1-1-0-76

Работа адвоката при административном расследовании ст. 12.24 КоАП РФ (в частности, при наезде на пешехода)

Административное расследование по факту дтп

Жалко мне бывает потерпевших по делам о ДТП… Я сейчас даже не о серьезном вреде для здоровья (хотя в человеческом организме всё может обернуться неприятными последствиями), а о легкой степени вреда, либо вообще, если «не дотянули до 21-го дня нахождения на больничном, имеют ссадины, царапины и т.д., без вреда для здоровья… Трепетать, казалось бы, должен тот, кто совершил наезд, а приходится потерпевшему, так как он жаждет справедливого возмездия, т.е. привлечения к ответственности и компенсации, как в моем деле, где я помогаю отстоять право на справедливое административное расследование.

На женщину совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переезде. Сильное потрясение, сотрясение головного мозга, множественные ушибы правого предплечья и туловища.

Главное для потерпевшего что? При первичном осмотре следить, чтобы в медсправку врачом были сделаны полные адекватные записи (жалуйтесь, жалуйтесь!), лечение рекомендовано реальное, и может, помещение в стационар на обследование. Хорошо бы вызвать срочно при фиксации всего этого еще в больницу, а лучше раньше, на место ДТП, своего адвоката. А совершившему наезд, конечно, важно обратное, отразить всего по минимуму.., способы есть, знаем…

Так произошло в моем деле… Пьяного водителя, сбившего женщину, оформили протоколом за употребление спиртного уже после ДТП (((. Понятно, ответственность будет соразмерная как если бы в момент вождения, но все же, все же…

       Административное расследование затягивает ОГИБДД, вот в чем дело! То судмедэкспертизу никак не могут назначить, формы справок им не нравятся, то переносят необоснованно запись этой самой экспертизы… Потом приходится еще узнавать об ее готовности и постоянно звонить инспектору, чтобы соизволил сходить в морг (туда зачастую направляют живых лиц на экспертизу) забрать заключение. А у меня, говорит 6 мес. расследования  для этого есть.

      Очень много дел по ст. 12.24 КоАП  РФ за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, прекращают за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

       В случаях явной волокиты и сомнительного «растягивания» процесса, я пишу и требую контроля и оперативности. Адвокату, представляющему интересы потерпевшего в этом деле, по-моему, даже сложнее совладать бывает с административной машиной, чем адвокату-защитнику лица в отношении которого возбуждено производство.. И тех и других представляла, защищала, знаю.

       Вот вчера написала такую жалобу руководству инспектора ГИБДД и прокурору, она сразу побежала за заключением. Уже знаю, что в нем – вред здоровью. Хоть так, а то вообще бы дело прекратила за отсутствием состава правонарушения. Тогда необходимые действия по обжалованию и независимую экспертизу проходить бы пришлось и т.д. и т.п.

       «В производстве ОГИБДД МУ МВД России «Мытищинское» находится административный материал по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место _____2019 года с участием водителя__________ который совершил наезд на пешехода ________Административное расследование возбуждено _______2019.

         Вследствие явной волокиты должностных лиц, ответственных за сбор доказательств, ________2019 я обратилась в ОГИБДД с заявлением на необходимость и важность соблюдения процессуальных сроков расследования.

         Однако в настоящее время упор на это не сделан, контроль вышестоящим начальством не проведен.

        Так, судебно-медицинская экспертиза вреда здоровью _______назначена необоснованно поздно, несмотря на своевременное приобщение к делу всех медицинских документов: первоначально, на _______2019, а затем по неизвестным причинам, и вовсе перенесена на _______2019.

       В настоящее время заключение судмедэксперта готово, но должностное лицо, производящее расследование, затягивает его получение, несмотря на настойчивую просьбу забрать его оперативно и предоставить на ознакомление потерпевшей.

      Прошло уже около 5 месяцев с даты возбуждения  административного расследования.

Однако отсутствие должной работоспособности должностных лиц и необходимого контроля за их работой, может отразиться на принятии процессуального решения, когда фактически виновное в наезде на беззащитного пешехода лицо, будет освобождено от административной ответственности по формальным признакам, из-за истечения срока давности.

      Ведь несмотря на то, что в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ данный срок составляет 1 год с момента совершения правонарушения, при безосновательном и явном затягивании расследовании органами полиции, его истечение в рамках судопроизводства, неизбежно.

      И в совокупности с тем, что должностное лицо заявило, что Пупкина-то еще найти надо…», складывается впечатление, что всё к этому и идет…

       На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 25.2, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, ст. ст. ст. 2, 5, 7, 10 ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ФЗ «О Прокуратуре РФ»,  прошу:

1. Незамедлительно приобщить к материалам дела судебно-медицинское заключение о вреде здоровья ____________(кого), ознакомить с ним потерпевшую.

2. Взять на контроль административное расследование в части процессуальных сроков и решений.

        При дальнейшем бездействии и волоките будем вынуждены обратиться в вышестоящие органы, СК РФ и в СМИ для проведения проверки необоснованного и намеренного затягивания дела.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/11/1/rabota_advokata_pri_administrativnom_rassledovanii_st_1224_koap_rf_v_chastnosti_pri_naezde_na_pesheh

Понятие и сущность административного расследования дорожно-транспортных происшествий

Административное расследование по факту дтп

Понятие и сущность административного расследования дорожно-транспортных происшествий

Мартынюк Сергей Николаевич,

адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.

Статья раскрывает содержания понятия «дорожно-транспортного происшествия», приводится статистика дорожно-транспортных происшествий, произошедших на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется сущности и порядку расследования дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрены начальная, кульминационная и конечная фазы дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, осмотр, административное расследование, водитель, пешеход, правила дорожного движения

Согласно ст.

2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием (ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [2]. Согласно данным статистики в период с 2011 по 2015 г. на территории Российской Федерации было совершено около девятисот шестидесяти тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых более ста двадцати девяти тысяч человек погибло и около одного миллиона двухсот одиннадцати тысяч человек пострадало [5]. Учитывая данную статистику, можно сказать, что на сегодняшний день уровень дорожно-транспортного травматизма на дорогах России остается одним из высоких по сравнению с другими странами.

Необходимо отметить, что описанная в данной статье процедура административного расследования ДТП, распространяется только на ДТП без пострадавших, так как в данном случае человек совершает административное правонарушение, которое входит в компетенцию сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Сотрудники ГИБДД назначают административное расследование ДТП только в том случае, если изначально на месте совершения ДТП установить причины и обстоятельства аварии без дополнительного анализа невозможно.

В тех ДТП, где явно очевидна вина одно из водителей и этот факт единогласно подтверждают все участники аварии, то в данном случае административное расследование ДТП не назначается, а на месте совершения ДТП составляется административный протокол.

Также необходимо учитывать, что административное расследование проводится по месту совершения ДТП.

При административном расследовании ДТП сотрудникам ГИБДД, необходимо помнить, что большинство ДТП, которые совершаются на дорогах России, происходят в результате взаимодействия различных причин, таких как нарушение Правил дорожного движения (ПДД), техническая неисправность ТС, плохие дорожные условия и многих других, в связи с чем необходимо учитывать все причины и обстоятельства, повлекшие ДТП.

Как показывает практика наиболее распространенными причинам ДТП остаются: недисциплинированность водителей и пешеходов, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, недостаточная квалификация водителей, грубое нарушение Правил дорожного движения, плохие дорожные условия, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технически неисправное состояние ТС и др.

Все ДТП, которые совершаются водителями ТС можно подразделить на три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая из них, является продолжением предыдущей фазы, и определяет развитие следующей.

Первая фаза ДТП – это начальная, для неё характерны условия движения ТС и пешеходов, которые сложились перед возникновением какой-либо опасной ситуации, и при которой участники дорожного движения должны мгновенно принять все меры для предотвращения ДТП, и снижения тяжести его последствий.

В случае непринятия данных мер или их недостаточная эффективность, приводит к аварийной ситуации, когда уже сами участники дорожного движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным.

Вторая фаза ДТП –кульминационная, она характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия, такие как различные травмы водителей, пассажиров и пешеходов, а также повреждение автомобилей. Данная фаза протекает обычно две-три секунды и развивается на небольшом участке дороги.

Третья фаза ДТП – конечная, которая часто совпадает с прекращением движения транспортного средства, а иногда продолжается и после остановки ТС, например, в случае возникновения пожара на автомобиле.

Одной из главных задач для сотрудников ГИБДД при административном расследовании ДТП, является установление причин и механизма ДТП, что способствует установлению объективной истины.

На практике для большинства ДТП, как правило, характерна быстротечность события, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников события, и, как следствие этого, скоротечность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации.

На полноту и характер восприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют различные неблагоприятные субъективные и объективные факторы, такие как недостаточная освещенность дороги, плохие метеорологические условия, болезненное состояние водителя, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на необходимость установления всех свидетелей и очевидцев происшествия, а также проведения тщательного допроса осведомленных лиц и участников ДТП.

Качественный осмотр места дорожно-транспортного происшествия для сотрудников ГИБДД – является неотложным, первоначальным и неповторимым следственным действием, от результата которого, зависит дальнейшее установление причин и обстоятельств происшествия при административном расследовании ДТП [1].

Рассмотрим первоочередные действия сотрудника ГИБДД после получения сообщения о совершенном ДТП.

Инспектор, прибыв на место совершения ДТП, анализирует сложившуюся ситуацию, устанавливает причины и обстоятельства ДТП, свидетелей и очевидцев, после чего, составляет схему ДТП, собирает письменные объяснения от участников происшествия, составляет справку о ДТП с перечнем всех имеющихся повреждений на ТС, возникших в результате совершения ДТП, и после чего, в случае установления виновного лица составляет протокол об административном правонарушении. Качественное оформление всех документов о ДТП имеет большое значение для административного расследования ДТП, поскольку именно они будут рассматриваться на всех этапах расследования. В связи с этим главной задачей стоящей перед инспектором ГИБДД на месте происшествия остается, качественно собрать, правильно истолковать и зафиксировать все необходимые сведения без каких-либо искажений. Что касается участников ДТП, то они в свою очередь, должны внимательно контролировать по возможности все действия инспектора на месте происшествия, давать необходимые объяснения по существу заданных вопросов, требовать от сотрудника ГИБДД устранения ошибок и неточностей при составлении материалов, если они имеются, а также внесения различных дополнений, имеющих отношение к делу. Завершается процедура оформления ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП. На практике в некоторых ситуациях бывает, что оба водителя признаются виновниками, такие ДТП как правило называют обоюдными, а вот двух потерпевших при отсутствии виновника быть не может. Естественно, решение принимается инспектором ГИБДД не произвольно, а на основании конкретных пунктов ПДД после полного изучения всех обстоятельств, имеющих отношение к происшествию. В случае не принятия решения на месте совершения ДТП, в силу каких либо обстоятельств, сотрудник ГИБДД передает все документы для проведения административного расследования в отдел дознания ГИБДД. Где и проводится административное расследование, во время которого могут разыскиваться именно те свидетели, которые не стали дожидаться прибытия ГИБДД, а также назначаться и проводиться автотехнические и другие экспертизы. Во время проведения расследования, один из участников ДТП становится лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данное лицо вправе требовать от сотрудника дознания опроса свидетелей, имеющих отношение к ДТП, проведения различных экспертизы, жаловаться на действия должностных лиц ГИБДД, если у него складывается впечатление, что административное расследование проводится необъективно. И только после полного окончания расследования ДТП составляется административный протокол, который со всеми материалами административного расследования передается в суд, для вынесения объективного решения по делу и привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно «Кодекса об Административных правонарушениях РФ» (КоАП РФ), срок проведения административного расследования не должен превышать 1 месяц, однако в исключительных случаях его могут продлить еще на 1 месяц (на основании ст.28.5, 28.7 КоАП РФ)[3]. В случае превышения этого срока сотрудниками ГИБДД при административном расследовании ДТП, административный материал подлежит прекращению, а виновный участник ДТП к административной ответственности не привлекается.

 Подводя итог, можно сделать вывод, что от того, насколько правильно сотрудник ГИБДД установит механизм ДТП, грамотно соберет и составит все необходимые материалы, установит свидетелей и очевидцев, причины и обстоятельства ДТП, зависит дальнейшее административное расследование и вынесение объективного решения по делу.

Литература

1.                  Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. – М.: Спартак, 2000. – 267 с.

2.                  Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»: № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., статья 2.

Источник: http://jurnal.org/articles/2016/uri5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.